Орсисий

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Орси́сий или Орсие́сий (др.-греч. Ώρσίσιος; лат. Oresiesis; ? — после 386 года[1]) — христианский писатель, монах, игумен основанного Пахомием Великим Тавеннисиотского монастыря. Причислен к лику святых в Православной церкви, почитается как преподобный, память Орсисия — 15 июня.

О происхождении и ранней жизни Орсисия ничего не известно. Вероятно, он родился около 300 года[2]. После внезапной смерти Пахомия от чумы в 346 году возник непродолжительный кризис передачи власти в основанном им объединении монастырей. За два года до этого Пахомий был серьёзно болен, и на случай своей смерти назначил своим преемником Феодора, пришедшего в общину в 328 году и пользовавшегося авторитетом среди монахов. Однако выздоровев, Пахомий наложил на Феодора епитимью, так как ему показался чрезмерным энтузиазм монашеских старейшин принять Феодора в качестве его преемника. Хотя, по всей видимости, отношение Пахомия к Феодору смягчилось к 346 году, перед смертью он назвал преемником некоего Петрония, незадолго до этого принятого в общину богатого землевладельца. Петроний скончался два с половиной месяца спустя от той же эпидемии, назвав своим преемником Орсисия из монастыря Хенобоския, также недавно присоединившегося. Согласно «Житию Пахомия», Орсисий сам не хотел занимать этот пост[1]. После того, как монахи активно выразили своё неприятие нового настоятеля, передал управление Феодору и удалился в Хеновосскую киновию[3]. После смерти Феодора в 365 году вновь принял на себя управление Тавеннисиотской киновией. Орсисию посвящена 9 глава книги Геннадия Массилийского «О знаменитых мужах». Орсисий написал изъяснение Ветхого и Нового Завета в кратких размышлениях, для нужд иноческих. Геннадий Массилийский пишет о том, что Орсисий Священное Писание знал в совершенстве, а его труд, создан по истинно Божьему вдохновению и стал орудием монастырского воспитания. Геннадия считает, что Орсисий изложил посредством кратких выкладок чуть ли не полностью как Ветхий, так и Новый Завет именно для иноческой жизни, после своей смери Орсисий оставил он этот труд как свое духовное завещание.

Умер Орсисий примерно в 400 году[4].

Книга Орсисия на древнегреческом не сохранилась, она дошла до наших дней лишь в латинском переводе, который сделал Иероним Стридонский, под названием лат. «Doctrina de institutione monachorum». Сочинение Орсисия издано в 40 томе Греческой Патрологии.

Перевод на русский язык сочинения Орсисия был сделан под заглавием: «Учение об устроении монашеского жительства», книга была издана в Москве в 1859 году.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Хосроев, 2004, с. 64.
  2. Хосроев, 2004, с. 63.
  3. Goehring, 1997, pp. 242—243.
  4. Goehring, 1997, p. 252.

Литература

  • Хосроев А. Л. Пахомий Великий. Из ранней истории общежительного монашества в Египте. — Нестор-История, 2004. — 508 с. — ISBN 5-98187-009-5.
  • Goehring J. H. New Frontiers in Pachomian Studies // The Roots of Egyptian Christianity. — 1997. — P. 236-257.
  • Veilleux A. Horsiesios, Saint // The Coptic Encyclopedia. — Vol. IV. — P. 1257-1258.

Ссылки