Орловский, Борис Иванович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Борис Иванович Орловский
Имя при рождении Борис Иванович Смирнов
Дата рождения 1791 или 1793
Место рождения село Столбецкое Малоархангельский уезд
Место смерти Санкт-Петербург
Звания академик ИАХ (1831)[1]
профессор ИАХ (1836)[1]
Премии пенсия ИАХ (1823)[1]

Бори́с Ива́нович Орло́вский (фамилия при рождении Смирнов; 1791 или 1793, село Столбецкое, Малоархангельский уезд, Орловское наместничество, Российская империя16 (28) декабря 1837, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский скульптор эпохи ампира, ученик и последователь Бертеля Торвальдсена. Академик и профессор Императорской Академии художеств.

Биография

Скульптор Б. И. Орловский в мастерской Б. Торвальдсена
Барельеф в честь Бориса Ивановича Орловского,  в усадьбе Шатиловых, село Моховое, (Новодеревеньковский район). Орловская область.

Борис Смирнов родился крепостным помещицы Мацневой, которая в 1798 году продала семью Смирновых тульскому помещику Н. В. Шатилову (отец И. Н. Шатилова), проживавшему в своём имении в селе Моховое Новосильского уезда. В 1822 году при личном участии императора Александра I Шатилов отпустил Бориса на волю. В вышедшей в 1947 году в издательстве «Искусство» первой научной биографии Б. И. Орловского, автор А. Г. Ромм датой рождения скульптора указал 1793 год. В других изданиях назван 1792 год, а в БСЭ (издание 1974 г.) — 1796. Вероятно у авторов книг и статей о Борисе Орловском не было ссылок на первоисточник. В «Ревизских сказках» по Малоархангельскому уезду Орловской губернии «села Большого Столбецкого, помещицы вдовы, майорши Натальи, Михайловой дочери, Мацневой, о состоящих мужеска пола дворовых людях и крестьянах» за 1811 год (6 ревизия) записаны «лета» (годы) по последней 5-й ревизии (за 1795 год), в которой записан дворовый человек Иван Борисович Смирнов (31 год) и его сын Борис (4 года). Указана также дата продажи семьи Смирновых помещику Шатилову — 1798 год. Благодаря сохранившемуся первоисточнику можно с уверенностью утверждать, что великий русский скульптор родился в 1791 году[2]. И своё прозвище, впоследствии ставшее его новой фамилией, будущий скульптор получил так как был привезён из Орловской губернии. Юные годы Орловский провёл, в качестве работника, в мастерской С. Кампиони, а затем у П. Трискорни, в Санкт-Петербурге, отлично усвоив себе приёмы рубки мрамора и усердно упражняясь, в часы свободные от хозяйских работ, в рисовании и лепке из глины.

В 1822 году вылепленный им бюст императора Александра I был, при посредстве скульптора И. П. Мартоса и президента академии художеств А. Оленина, преподнесён императрице, и Орловский был принят в ученики Академии художеств. Вскоре после того последовал приказ отправить его в Рим, в ученики к Б. Торвальдсену.

С 1823 года Орловский в течение шести лет трудился под руководством знаменитого датского ваятеля и исполнил в это время, кроме других, менее важных работ, колоссальный бюст императора Александра I по модели Торвальдсена, группу «Фавн и Вакханка», статуи Фавна со свирелью в руках и Париса.

Вернувшись в Санкт-Петербург в 1829 году, Орловский через два года, в знак признания своих римских работ, был назван академиком и назначен исправляющим должность профессора в скульптурном классе академии, а в 1836 году утверждён в этом звании. Состоял членом совета Академии художеств. Под его началом познавали азы мастерства П. К. Клодт и Н. А. Ромазанов.

Награждён орденом Св. Анны 3-й степени.

Летом 1837 года женился на дочери московского купца. Осенью того же года заболел пневмонией, отчего 16 (28) декабря 1837 года скончался.

Был похоронен на Смоленском православном кладбище[3]. В конце 1930-х захоронение было перенесено на Тихвинское кладбище. Портрета великого ваятеля не сохранилось. Есть только рисунок живописца М. Т. Маркова, который изобразил Орловского в мастерской Б. Торвальдсена.

Пушкин, посетив однажды Орловского в мастерской, посвятил ему стихи (1836):

Художнику

Грустен и весел вхожу, ваятель, в твою мастерскую:

Гипсу ты мысли даешь, мрамор послушен тебе:

Сколько богов, и богинь, и героев!.. Вот Зевс громовержец,

Вот исподлобья глядит, дуя в цевницу, сатир.

Здесь зачинатель Барклай, а здесь совершитель Кутузов.

Тут Аполлон — идеал, там Ниобея — печаль...

Весело мне. Но меж тем в толпе молчаливых кумиров -

Грустен гуляю: со мной доброго Дельвига нет:

В темной могиле почил художников друг и советник.

Как бы он обнял тебя! Как бы гордился тобой!

Творчество

Главные произведения, созданные им в Санкт-Петербурге — статуя ангела, украшающая собой вершину Александровской колонны на Дворцовой площади, один из барельефов этого памятника, монументы Барклаю-де-Толли и Кутузову у Казанского собора (открыты в 1837 году) и семь фигур гениев, вылепленных для триумфальных ворот за Московской заставой.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Список русских художников к юбилейному справочнику Императорской Академии художеств, 1915, с. 265.
  2. Ревизские сказки Малоархангельского уезда Орловской губернии. 1811 год // БУОО «Государственный архив Орловской области». Ф. 760. Оп. 1. Д. 378. Л. 109 (О состоянии крестьян и дворовых людей помещицы Мацневой села Большого Столбецкого).
  3. Могила на плане кладбища (№ 25) // Отдел IV // Весь Петербург на 1914 год, адресная и справочная книга г. С.-Петербурга / Ред. А. П. Шашковский. — СПб.: Товарищество А. С. Суворина – «Новое время», 1914. — ISBN 5-94030-052-9.

Литература