Ориоли, Пьетро
Пьетро Ориоли | |
---|---|
итал. Pietro Orioli | |
Жанр | историческая живопись |
Стиль | Сиенская школа живописи |
Пьетро Ориоли, или Пьетро ди Франческо дельи Ориоли (итал. Pietro di Francesco degli Orioli; ок. 1458—1496, Сиена) — итальянский художник, сиенская школа.
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Madonna_col_bambino_tra_i_SS_Sebastiano_e_Rocco%2C_%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%82%D1%83%D0%BB_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B0Museo_d%E2%80%99Arte_Sacra_della_Valdarbia_di_Buoncovento.jpg&width=300)
Творчество этого художника стало активно изучаться сравнительно недавно, лет 25-30 назад, поэтому полное описание его произведений еще впереди. Научное сообщество на протяжении последних ста лет было увлечено изучением золотого века сиенской живописи — XIV века, но мало придавало значения второй половине века XV-го.
Биография
Пьетро Ориоли начал свою карьеру в мастерской одного из лучших сиенских мастеров второй половины XV века Маттео ди Джованни, в которой работал до 1480 года. В этой же мастерской с ним рука об руку работал Гвидоччо Коццарелли, картины которого до недавнего времени путали с работами Пьетро — настолько схожи их стили. Главным отличием в творчестве этих двух художников было то, что Пьетро Ориоли увлекался новомодными способами построения пространства в картине с помощью линейной перспективы, был мастером этого дела, и когда, например, Франческо ди Джорджо, знаменитому сиенскому художнику и архитектору, требовалось правильно выстроить живописное пространство картины, ему в некоторых случаях приходилось обращаться к специалисту — Пьетро Ориоли. Кроме того, Ориоли, судя по всему, принадлежит одно новшество, которое впоследствии с успехом использовал его флорентийский современник и коллега Сандро Боттичелли: Пьетро делал усиленный акцент на обрисовке контуров фигур в своих картинах, что придавало им особую графическую ясность. Ориоли писал яичной темперой, и специалисты отмечают его блестящие способности в этой технике, утверждая, что он расширил её возможности как никто другой в то время.
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Madonna-and-child-with-saint-jerome-and-a-female-saint-%D0%9F%D1%8C%D0%B5%D1%80%D0%BE_%D0%B4%D0%B8_%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE_%D0%9E%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%B8%2C%28%D0%A1%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D0%B0%29%D0%BE%D0%BA.1490.jpg&width=300)
Первая, документально подтвержденная работа художника, помечена 1489 годом, это «Христос омывающий ноги апостолам» в сиенском баптистерии. Среди наиболее известных работ Пьетро Ориоли можно назвать «Мадонну с младенцем и двумя ангелами» из миланской галереи Пинакотека Брера, которую считают самой ранней его работой, и которую еще совсем недавно приписывали кисти Гвидоччо Коццарелли; «Мадонну с младенцем св. Себастьяном и св. Рохом» (Музей религиозного искусства, Буоноконвенто), «Мадонну с младенцем и четырьмя святыми» (1480-е гг., Кастельмуцио, Буоноконвенто), «Святое семейство с четырьмя ангелами» (Фондационе Маньяни Рокка ди Мамиано ди Траверсеторе, Парма), которую считают наиболее совершенным продуктом его зрелого творчества, «Мадонну с младенцем, св. Иеронимом и неизвестной святой» (1490 г. Частное собрание), «Рождество» (1494-96гг., Частное собрание), и «Поклонение волхвов» (Лондон, Национальная галерея), картину, которая не имеет точной даты создания, но которую считают написанной Пьетро в последние годы жизни. Кроме исполнения чисто религиозных произведений, Пьетро Ориоли принял участие в создании серии аллегорических портретов воплощающих добродетели, изобразив «Сульпицию» (Балтимор, собрание Уолтерса). Из известных сегодня произведений к этой серии относят семь или восемь картин, и среди них «Клавдия Квинта» Нероччо де Ланди, «Юдифь» Маттео ди Джованни, и «Артемизия» анонимного сиенского художника, условно называемого Мастером истории Гризельды.
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Nativity_1-%D0%9F%D1%8C%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE_%D0%B4%D0%B8_%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE_%D0%9E%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%B8%28%D0%A1%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D0%B0%291494-96.%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82._%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5..jpg&width=300)
Искусство Пьетро Ориоли отражает тосканские художественные вкусы 1470—1480х годов, в нем видно влияние наиболее ярких мастеров, взращенных Верроккьо — Доменико Гирландайо, Сандро Боттичелли, Лоренцо ди Креди, однако роль Ориоли в круговороте художественных идей той эпохи сегодня нельзя назвать последней. Несмотря на увлечение флорентийским натурализмом, он оставался сиенским художником, и готизированная экспрессия у него иногда проступала сквозь ренессансный лоск. При жизни Пьетро Ориоли не имел большой славы за пределами Сиены, поскольку работал по большей части в самом городе, либо в его окрестностях, и поэтому когда он умер, а произошло это очень рано — Пьетро было всего 37 лет, его смерть прошла для тосканского художественного мира незамеченной.
Примечания
Литература
- Dina Norman. Painting in Late Medieval and Renaissance Siena (1260—1555). — Yale University Press, 2003.