Организация партизан-фидаинов иранского народа

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Организация партизан-фидаинов иранского народа (ОПФИН)
перс. سازمان چريکهای فدايي خلق ايران
Лидер Фаррох Негахдар (Секретарь ЦК)
Дата основания 1963
Дата роспуска июнь 1980
Штаб-квартира Тегеран, Иран
Идеология марксизм-ленинизм
Союзники и блоки
Количество членов 3,000
Партийная печать «Труд»

Организация партизан-фидаинов иранского народа (ОПФИН) или Федаин-э Халк (перс. سازمان چريکهای فدايي خلق ايران‎) — иранская леворадикальная революционная организация городских партизан[1], появившаяся в 1963 году (официально — в апреле 1971 года). Вела вооружённую борьбу против шахского режима и сменившего его в ходе исламской революции режима аятолл. Руководитель — Хассан Зия-Зарифи.

Федаин-э Халк была марксистско-ленинской городской партизанской группой, возникшей из студенческого движения и городской интеллигенции среднего класса и находившаяся под влиянием латиноамериканского революционного дискурса. Её целью было спровоцировать и в конечном итоге возглавить народное движение против шахской монархии[2].

ОПФИН начала так называемый партизанский период исламской революции, напав на жандармский пост в Сияхкяле в 1971 году[3][4].

История организации

Была образована посредством объединения двух оппозиционных групп (члены одной ранее были связаны с компартией Туде, другой — с Национальным фронтом Ирана)

В 1979 году из ОПФИН вышли сторонники Ашраф Дехгани, которые начали действовать под названием Иранские народные партизаны-фидаины.

В 1980 году ОПФИН разделилось на большинство и более радикальное меньшинство, каждое из которых сохранило за собой название организации.

Исторический контекст

Анализ возникновения Федаин-э Халк необходимо рассматривать с учетом национального и международного контекста. Что касается национального контекста, городское партизанское движение, которое основали и возглавили Федаин-э Халк, в целом соответствовало движению иранского народа за национальное самоутверждение, которое первоначально восходит к Конституционной революции 1905–1911 годов. В частности, следует упомянуть два исторических события в отношении причин формирования Федаин-э Халк. Первый – это поражение националистического движения в результате организованного США и Британией государственного переворота в 1953 году, а второй касается возрождения и последующего разгрома демократического движения в 19601963 годах. Эти два события повлияли на формирование идейных принципов видных деятелей двух групп-основателей ОПФИН.

Переворот 1953 года положил конец движению за национализацию нефти, возглавляемому популярным премьер-министром Мохаммедом Мосаддыком и его либерально-демократическим альянсом, известным как «Национальный фронт». Свержение Мосаддыка и возвращение в Иран шаха из его краткого «изгнания» в Багдаде и Риме ознаменовали новую эру в политическом и экономическом развитии страны. Благодаря инструментальной роли, которую сыграли военные, политические партии были запрещены, газеты закрыты, а тысячи членов Национального фронта и (просоветской) партии «Туде» были заключены в тюрьму. Подавление как националистической, так и социалистической оппозиции, создание в 1957 году министерства госбезопасности страны (САВАК), консолидация власти в руках шаха и усиление проамериканской ориентации Тегерана определяли политическую жизнь Ирана до 1960 года. Мохаммед Реза Пехлеви стремился модернизировать страну, и его модель представляла собой типичную после Второй мировой войны модель авторитарного экономического развития третьего мира путем заключения союза с Соединенными Штатами и западными странами, которые пользовались международной гегемонией в контексте холодной войны. Такой подход к экономическому развитию восходит к реализации плана Маршалла, который привел к скорейшему восстановлению разрушенной войной Европы. Перед лицом нарождающегося социалистического блока в Восточной Европе и склонности к социализму ряда постколониальных стран Африки и Азии идеи, лежащие в основе плана Маршалла, были использованы в стратегическом плане Запада для создания импульса для быстрого экономического развития в бывших колониях[5].

Обеспечив себе безоговорочное руководство делами страны, к концу 1950-х годов шах приступил к осуществлению проектов модернизации, которые включали создание необходимой инфраструктуры и соответствующих административных и образовательных учреждений. Так как доходов от нефти не хватало для финансирования амбициозных планов, шах обратился за получением кредитов и займов к Соединенных Штатам и Всемирному банку. Во время администрации Кеннеди, американцы советовали шаху проведение демократических реформ наряду с экономической модернизацией. С этой целью Демократическая партия большинства в США сделала ставку на Али Амини, бывшего посла Ирана в Вашингтоне в 1956–1958 гг., в качестве премьер-министра[6].

В 1960 году шах позволил двум соперничающим государственным партиям и кандидатам Второго Национального фронта баллотироваться в 20-й меджлис. Нарушения на выборах и увольнение двух подряд выбранных премьер-министров наконец вынудили шаха уступить должность премьер-министра Али Амини. Поддержка Соединенных Штатов воодушевила Амини, и по его просьбе шах распустил 20-й меджлис и изгнал генерала Теймура Бахтияра, первого главу САВАК. Амини вел переговоры со Вторым Национальным фронтом и провел земельную реформу, но из-за его разногласии с шахом по поводу военных расходов был вынужден уйти в отставку в июле 1962 года. Шах изменил и расширил реформы, которые теперь были представлены «Белой революцией шаха и народа», состоявшая в начале из шести пунктов.

Однако, в 1960–1963 годах произошло политическое обновление страны: активизация студенческого движения и Второго Национального фронта дало многим надежду на то, что достижение парламентской демократии в стране возможно достичь и мирными средствами. Между тем земельная реформа шаха и предоставление избирательного права женщинам возмутили традиционные слои общества, группировавшиеся вокруг базара и возглавляемые шиитскими священнослужителями. Шахский режим жестоко подавил восстание религиозной оппозиции в июне 1963 года и изгнал Хомейни из страны[7] [8]. 1963 год ознаменовал вступление Ирана в новую фазу социально-экономической жизни, продолжавшуюся до 1979 года[9]. В этот период государственная модернизация включала экономическое развитие и социальные преобразования наряду с политическими репрессиями[10].

Международный контекст

Что касается международного контекста, то партизанское движение в Иране следует понимать в контексте холодной войны; усиление постколониального самоутверждения в Азии и Африке в эпоху после Второй мировой войны; освободительные войны во Вьетнаме, Алжире и Мозамбике (и это лишь некоторые из них) в 1960-х и 1970-х годах; всплеск революционной активности в Латинской Америке в 1960-е годы; и появление к концу 1960-х – началу 1970-х годов воинствующих левых движении на Западе (например, Фракция Красной Армии в Германии, Красные бригады в Италии, Weathermen в Соединенных Штатах). Для воинственных левых национальное самоутверждение равнялось вызову международной гегемонии Соединенных Штатов. В частности, после смерти Че Гевары в Боливии в октябре 1967 года, положившей конец мифу о том, что Кубинская революция может быть дублирована, диссидентские революционные интеллектуалы Латинской Америки попытались утвердить партизанскую войну в городе. Новое поколение боевиков под влиянием бразильского теоретика марксизма-ленинизма Карлуса Маригеллы перешло на городскую партизанскую войну.

Переворот 1953 года и репрессии против оппозиции в 1963 году дали новому поколению активистов историческую мотивацию и убедили их, что «воинственный метод» был единственным методом борьбы с шахским режимом. Фактически, основатели Федаин-э Халк явно прослеживают возникновение партизан до «точки невозврата» в 1963 году, когда вся надежда на мирные и правовые преобразования в направлении парламентской демократии развеялись[11] [12] [13] [14] [15] [16] [17]. Освободительные войны в целом и городское партизанское движение в Латинской Америке, в частности, дали этому поколению вдохновение, подход и организационные потребности для создания ОПФИН в 1971 году. Примечателен тот факт, что идея вооруженной борьбы первоначально зародилась среди левых активистов Конфедерации иранских студентов-национального союза (CISNU) за рубежом, позже эти идеи достигли активистов в стране[18].

Группы-основатели ОПФИН в течение 1960-х годов готовились к продолжительной партизанской деятельности в стране. Между тем, в течение 1960-х годов Иран стал свидетелем нескольких воинствующих восстаний и операций в Тегеране, Курдистане и среди племенных народов центрального Ирана; но поскольку эти ранние попытки боевиков не имели активного отношения к растущему диссидентскому студенческому движению в стране, а также находились под постоянным наблюдением и прессингом со стороны сил безопасности САВАК, они длились недолго[19].

Формирование ОПФИН

Организация партизан-фидаинов иранского народа (ОПФИН) была основана в апреле 1971 года после переговоров между двумя группами, имевшими разный исторический опыт создания и деятельности. Эти две группы обычно называют по имени их основателей: группа Джазани-Зарифи (или Группа 1) и группа Ахмадзаде-Пуяна-Мофтахи (или Группа 2)[20].

Группа Джазани-Зарифи

Бижан Джазани присоединился к молодежной организации партии Туде (Sāzmān-e Javānān-e Ḥezb-e Tudeh-ye Iran) в возрасте десяти лет. Его отец, армейский офицер, поддерживавший автономистское движение иранского Азербайджана, бежал в Советский Союз после падения азербайджанского правительства в декабре 1946 года, а Бижана воспитывала его мать и большая семья. Как активист, Джазани был ненадолго арестован после переворота 1953 года и провел год в тюрьме. Находясь в заключении, Бижан разочаровался в партии «Туде». Когда в 1960 году возник Второй национальный фронт, он был дипломированным студентом по общественным наукам Тегеранского университета. Он стал избранным студенческим представителем Второго национального фронта, членом студенческого комитета университета и основателем периодического издания «Пейям-э данешджу». В 1963 году он закончил обучение с отличием[21].

В марте 1963 года Бижан Джазани, Манучехр Калантари, д-р Хешматоллах Шахрзад и Киумарс Изади основали ядро группы, которая позже превратилась в Группу 1. В "Очерке истории партизанских организаций в Иране", опубликованном членами ОПФИН, видимо, накануне революции 1978–1979 гг., указана более точная дата создания "ядра группы" — март-апрель 1963 года[22].

Организационная структура группы включала три отдела, состоявшие из лиц, специально отобранных для трех различных видов деятельности. Входившие в 1-й отдел руководили и направляли открытую (легальную) работу группы, в той числе и сотрудничество с Национальным фронтом. Его возглавил Б. Джазани, поддерживавший в то время связи с НФ и его студенческой организацией. На него же возлагалась ответственность за издание газеты «Пейям-э данешджу» («Вестник студента») — органа «Сазэман-э данешджуян-э джабхе-йе мелли» («Организация студентов Национального Фронта»).

Второй отдел формировался из лиц, не имевших возможности работать легально или не проявивших способностей для членства в 3-м отделе. Обычно в него входили люди, выполнявшие второстепенную работу. Фактически вся группа работала на 3-й отдел, занимавшийся подбором особо доверенных людей для создания военизированных ячеек, готовившихся к вооруженной борьбе[23].

В рамках 3-го отдела были созданы два отряда — городской и сельский (последний именовался в документах горным, поскольку предполагалось развернуть боевые действия в горно-лесистых местностях северных, северо-восточных и северо-западных провинций Ирана). Они использовали прикрытие альпинистских групп для разведки местности[24]. В состав руководства 3-го отдела входили: Б. Джазани, М. Аштияни, А. Сармади, А. Афшар, М. Чупан-заде, М. Калантари, А. Сафаи-Фарахани.

Ряд будущих известных активистов, в том числе Али-Акбар Сафаи-Фарахани, Мохаммад Сафари Аштияни, Азиз Сармади, Ахмад Джалиль Афшар, Мохаммад Чупан-заде, Машуф (Саид) Калантари и Хамид Ашраф были включены в третий отдел. Медленная подготовка группы вынудила Изади покинуть группу в 1965 году[25].

Хассан Зия-Зарифи был молодым сторонником партии «Туде», который был впервые ненадолго арестован в 1956 году. Он стал студентом юридического факультета Тегеранского университета и лидером студенческой организации Национального фронта в 1960–1963 годах, за это время он был арестован и несколько раз тяжело ранен. Зарифи присоединился к центральному кадровому составу (Kādr-e markazi) Группы 1 в 1965 году и нанял Аббаса Сорхи, бывшего члена подпольного кружка, «Воинов партии Туде» (Razmavaran-e Ḥezb-e Tudeh). Через Сорхи, к группе присоединились Заррар Захедиан и Нассер Агаян (агент САВАК). Самый ранний внутренний анализ группы, позже опубликованный как «Тезисы группы Джазани» (Tez-e goruh-e Jazani), должен был быть написан в середине 1960-х годов[26].

Группа также составила три полных книги по сельскому хозяйству, а также другие исследования и работы, в том числе «Что должен знать революционер» ("Ānča yak enqelābi bāyad bedānad"), датированный 1969 годом. Автором данной книги указывается А. Сафаи-Фарахани[27], но приписывается Джазани[28].

В середине 1960-х, после разногласий с группой Манучер Калантари уехал в Европу и стал ответственным за логистику группы. В 1970-х в Лондоне он опубликовал труды Джазани в своей 19-й серии "Bahman teʾorik". В 1967 году Хешматоллах Шахрзад также покинул группу из-за опасений по поводу безопасности, которые у него были в связи с сомнительной деятельностью Нассера Агаяна[29].

Идеология ОПФИН

Идеологически группа преследовала антиимпериалистическую повестку дня и использовала вооруженную пропаганду для оправдания своей революционной вооруженной борьбы против монархической системы династии Пехлеви[30] и верила в материализм[31]. Они отвергли реформизм и были вдохновлены идеями Мао Цзэдуна, Че Гевары и Режиса Дебре[32].

Они критиковали «Национальный фронт» и «Движение за свободу Ирана» как «мелкобуржуазные бумажные организации, все еще проповедующие ложную надежду на мирные перемены»[33]. Федаин-э Халк изначально критиковали Советский Союз и партию «Туде», однако позже они отказались от этой позиции в результате сотрудничества с социалистическим лагерем[34].

Бижан Джазани, известный как «интеллектуальный отец» организации, внес свой вклад в развитие ее идеологию, написав серию брошюр, таких как «Борьба с диктатурой шаха», «Что должен знать революционер» и «Как вооруженная борьба превратится в массовую борьбу?». За брошюрами последовали трактаты Масуда Ахмадзаде «Вооруженная борьба: стратегия и тактика» и «Необходимость вооруженной борьбы и отрицание теории выживания» Амира Парвиза Пуяна[35].

См. также

Примечания

  1. Hiro, Dilip (2013). "Fedai Khalq". A Comprehensive Dictionary of the Middle East. Interlink Publishing. pp. 483–9. ISBN 9781623710330.
  2. Vahabzadeh, 2010.
  3. Iran Between Two Revolutions by Ervand Abrahamian, p.480
  4. Mottahedeh, Roy, The Mantle of the Prophet : Religion and Politics in Iran, One World, Oxford, 1985, 2000, p.329
  5. Arturo Escobar. "Encountering Development: The Making and Unmaking of the Third World" Архивная копия от 27 октября 2020 на Wayback Machine, Princeton, N.J., 1995.
  6. Abrahamian, 1982, p. 422.
  7. Nikki R. Keddie. Roots of Revolution: An Interpretive History of Modern Iran, New Haven, Conn., (1981).
  8. Abrahamian, 1982.
  9. Vahabzadeh, 2010, pp. 1–5.
  10. Theda Skocpol. Social Revolutions in the Modern World Архивная копия от 26 октября 2020 на Wayback Machine, Cambridge and New York, (1994), p. 244.
  11. Bižan Jazani, Nabard bā diktātori-e šāh: ba maṯābeh-e ʿomdatarin došman-e ḵalq wa žāndārm-e ampiriālism, n.p., 1978.
  12. Masʿud Aḥmadzāda, Mobāraza-ye mosallaḥāna: ham estrateži, ham tāktik, Umeä, Sweden, 1976.
  13. Amir Parviz Puyān, Żarurat-e mobāraza-ye mosallaḥāna wa radd-e teʾori-e baqā, Tehran, 1979.
  14. Ervand Abrahamian, “The Guerrilla Movement in Iran, 1963-1977 Архивная копия от 9 июня 2018 на Wayback Machine,” Middle East Reseach and Information Project 86, March-April 1980, p. 4.
  15. Abrahamian, 1982, p. 482.
  16. Nozar Alaolmolki, “The New Iranian Left,” The Middle East Journal 41/2, 1987, p. 218.
  17. Maziar Behrooz. "Rebels with a Cause: The Failure of the Left in Iran Архивная копия от 27 октября 2020 на Wayback Machine", London and New York, (1999), pp. 33-34.
  18. Afšin Matin-Asgari, "Konfederāsion: Tāriḵ-e jonbeš-e dānešjuyān-e Irāni dar ḵārej az kešvar 1332-57", Tehran, 1999, pp. 198-201.
  19. Vahabzadeh, 2010, pp. 1-15.
  20. Azadeh Kian-Thiébaut. "Secularization of Iran: A Doomed Failure? The New Middle Class and the Making of Modern Iran", Isd, (1998), p. 180.
  21. Vahabzadeh, 2010, p. 17.
  22. Тарихче-йе сазэманха-йе чарики дар Иран. Б. М., Б. Г., с. 133.
  23. Очерк истории партизанских организаций, с. 18, 20-21 (на языке фарси).
  24. Vahabzadeh, 2010, p. 25.
  25. “Goruh-e Jazani-Ẓarifi: pištāz-e jonbeš-e mosallaḥāna-ye Irān,” 19 Bahman-e teʾorik (April 4, 1976), p. 18.
  26. Tāriḵča-ye sāzmānhā-ye čeriki dar Irān, n.p., n.d. [1980], pp. 21-22.
  27. “Goruh-e Jazani-Ẓarifi: pištāz-e jonbeš-e mosallaḥāna-ye Irān,” 19 Bahman-e teʾorik (April 4, 1976), p. 50.
  28. Mihan Jazani. “Bižan: Maʿšuq, rafiq, wa hamsar,” in Jong-i dar bāra-ye zendagi wa āṯār-e Bižan Jazani: Majmuʿa-ye maqālāt, Vincennes, France, (1999), p. 67.
  29. Vahabzadeh, 2010, p. 19.
  30. Vahabzadeh, 2010, p. 100.
  31. Mahmood T. Davari. "The Political Thought of Ayatollah Murtaza Mutahhari: An Iranian Theoretician of the Islamic State Архивная копия от 27 октября 2020 на Wayback Machine". Routledge. (2004), p. 61. ISBN 978-1-134-29488-6.
  32. The New Republic, Volume 179. Herbert david croly. Republic Publishing Company, (1978), p. 20.
  33. Abrahamian, Ervand. "https://archive.org/details/iranbetweentwore00abra_0/page/483/mode/2up Iran Between Two Revolutions]". Princeton University Press. (1982), pp. 483–9. ISBN 0-691-10134-5.
  34. Sāzmān-e peykār dar rāh-e āzādī-e ṭabaqa-ye kārgar, Taḥlīl-ī bar taḡyīr wa taḥawwolāt-e darūnī-e sāzmān-e mojāhedīn-e ḵalq-e Īrān 1352-54, Tehran, 1359 Š./1980, p. 18.
  35. Дорошенко Е.А., Бади Ш.М. Левый экстремизм в иранском национально-демократическом движении. – СБ ИВ АН СССР, 1976, № 6.

Литература