Орамас, Фернандо

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Фернандо Орамас
(исп. Fernando Oramas, 1925—2016)
Имя при рождении Фернандо Орамас Роа
Дата рождения 10 марта 1925(1925-03-10)
Место рождения Богота, Колумбия
Дата смерти 6 июля 2016(2016-07-06) (91 год)
Место смерти Богота, Колумбия
Страна Колумбия
Род деятельности колумбийский художник
Супруга Бетти Бонилья
Дети Хуан Алехандро Орамас, Анна Мария Орамас
Награды и премии

1954г. Присуждена премия правительства Гватемалы 1957. Приз ежегодной коллективной выставки Bosque   de Chapultepec (Лес Чапультек) в Мехико.

Сайт fernandoramas.com

Фернандо Орамас (исп. Fernando Oramas, 1925—2016) — колумбийский художник. Живописец, муралист. Член команды Давида Альфаро Сикейроса 1956—1962 гг. Основатель CONAP (Корпорация национального изобразительного искусства) и галереи Arte Público (Народное искусство) 1972 г.

Биография

Орамас родился 10 марта 1925 году в Боготе, Колумбия.

Детство и юность

Он вырос в большой семье, у него было четверо братьев и сестер. Отец умер, когда Фернандо был ещё маленьким, и мать после смерти мужа решила продать земельный участок с домом и открыть магазин обуви в центре города, на площади Симона Боливара. Необычное местоположение магазина во многом определило формирование будущих политических взглядов художника.

Большое влияние на развитие оказывали близкие люди: старший брат Луис Орамас и друг семьи, маэстро Гонсалес Ариза привили любовь к музыке и живописи. Благодаря статьям, журналам и книгам, которые брат Фернандо регулярно получал из-за границы, в отрочестве сформировались его политические идеи как марксиста и атеиста, реализацию этих идей он искал в творчестве.

В 1943 году Орамас поступил в школу изобразительных искусств Национального университета. Одновременно Орамас начинает работать в главном печатном издании Колумбии «Semana» (исп. «Неделя») в качестве иллюстратора и карикатуриста.

Гватемала

Авантюрный дух и политические идеи определили молодому художнику новый путь, пролегавший через Центральную Америку в Мексику. В течение нескольких месяцев он путешествовал по Антильским островам без денег и документов, ночевал в портах и на судах, зарабатывая рисованием акварелью и продавая работы прохожим и путешественникам. В каждой новой стране он знакомился с местными интеллектуалами и артистами, через которых узнавал о политической и социальной ситуации в стране.

В начале 1950-х Фернандо Орамас остановился в Гватемале, вокруг которой в те годы кипели политические страсти. В американских газетах можно было прочитать, что «Гватемала — красный аванпост в Центральной Америке. Соединенные Штаты не могут допустить возникновения советской республики»; «Гватемала состоит на жалованье Кремля и является марионеткой Москвы». Желая поддержать правительство Якоба Арбенса, художник примкнул к его сподвижникам — социалистам и левосторонним активистам различных широт, среди которых был Эрнесто Че Гевара [1] Архивная копия от 24 апреля 2017 на Wayback Machine. В этот период Орамас создает эстампы, за которые был дважды награждён правительством страны.

Мексика

В 1954 году, после свержения Якоба Арбенса Фернандо Орамас незаконно перебрался в Мексику, где жил, работал и преподавал живопись в течение восьми лет. В Мексике он сумел реализовать свою мечту — заняться монументальной живописью. Орамас поступил учеником в мастерскую к знаменитому художнику Давиду Альфаро Сикейросу, как помощник в создании муралов. Работа в мастерской Сикейроса необыкновенно обогатила палитру Орамаса, а также этот опыт оказался значительным в техническом плане. Уже в те годы Сикейрос начал опыты с индустриальными материалами, взяв пироксилиновый лак за основу для разведения своих красителей, тем самым предвосхитив опыты создания нынешних акриловых красок. Ввиду того, что муралы — это огромные по площади росписи, вслед за маэстро Орамас использовал не только широкие кисти, но и мастихины (тонкие лопаточки, которые обыкновенно используют для смешения масляных красок, нанесения грунта, очистки палитры), которые оставляют характерный мазок, выразительный оттиск на пастозно нанесенном слое краски. Новые техники и материалы незамедлительно нашли отклик и в станковой живописи Орамаса, став для него своеобразной визитной карточкой, полученный опыт помог найти собственный язык в живописи.

В 1962 году правительство Матеоса Лопеса ужесточило свою иммиграционную политику, и Орамас был депортирован в Колумбию.

Колумбия

Вернувшись на родину, художник погрузился в артистическую среду своей страны. Спустя три года Орамас переезжает в Кукуту, где открывает Школу изобразительных искусств и в течение двух лет он совмещает труд директора и педагога. После возвращения в Боготу он работал карикатуристом и иллюстратором в ряде изданий, таких как Vanguardia Popular (Народный Авангард), Voz Proletaria (Голос пролетариата), El Periódico (Газета), У Documentos Políticos (Политические документы).

В 1977 году Фернандо Орамас основал CONAP (Корпорация национального изобразительного искусства) и галерею Arte Público (Народное искусство). Здание галереи расположилось в парке «Germania» (Германия), у подножья горы Монсеррат, на вершине которой расположена церковь 17 века. В галерее Arte Publico проводились семинары, в которых принимали участие художники мексиканской школы Сикейроса и выпускники национального университета Колумбии. Сам Орамас преподавал живопись и организовывал бесплатные выставки как альтернативу галереям, недоступным для широких масс. В паломниках, поднимающихся на Монсеррат, он видел лучшую публику, более искреннюю и честную.

Как художник, Фернандо Орамас видел свою задачу в общении с народом посредством своего творчества. В 1960—70-х он создал значительное количество своих монументальных работ, среди которых муралы на стадионе Паскуаля Герреро (г. Кали, Колумбия), в офисах банков «la Caja Agraria» (Аграрная касса) и «el Banco Cafetero» (Банк кофейных плантаций), в Национальном Университете и Институте Льва Толстого (Богота, Колумбия), эти произведения действительно взаимодействуют с публикой.

Семья

В середине 80-х, после продолжительного насыщенного культурными и социальными событиями периода жизни в таком беспокойном и тревожном городе как Богота, Фернандо Орамас решил удалится в поселение Ля Меса штата Кудинамарка в Колумбии. Там он посвятил себя созерцанию и изображению природы: картины с изображениями туманов, рек, водопадов, сцен деревенской жизни, неба и закатов были искусно созданы уже зрелым, сформировавшимся мастером. В это время Орамас знакомится с Бетти Бонилья, учительницей испанского языка и литературы. Она становится спутницей его жизни и матерью их двоих детей, вместе они снова возвращаются в Боготу, где пишет свои последние работы. С этого момента жизнь Орамаса меняется, он много работает в мастерской, проводит выставки и занимается преподаванием. К мастеру приходит широкое признание, в том числе и на государственном уровне.

В 2000-х годах работы Орамаса были представлены на индивидуальных выставках при финансовой поддержки Министерства Культуры, мэрии Боготы и некоторых частных фирм. В 2015 году был снят документальны фильм «Фернандо Орамас. Искусство жить» каналом Капитала [2]. В начале 2016 года его работы были отобраны институтом IDARTES для создания муралов в Боготе по проекту культурного обогащения наследия работами великих колумбийских художников [3].

Фернандо Орамас чувствовал, что не ошибся в выбранном пути, он смог себя реализовать и достиг творческой зрелости. Его жизненная концепция — это сознательное стремление быть творчески свободной и независимой личностью. Он вписал свое имя в историю искусства стран Южной Америки: не только родной Колумбии, но и Мексики и Гватемалы.

Он умер 6 июля 2016 года в возрасте 91 года.

В настоящее время его жена и дети взяли на себя задачу по восстановлению, исследованию и распространению его работ и проектов.

Примечания

Ссылки