Операция «Честный голос»

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Операция «Честный голос» (англ. Operation Earnest Voice, OEV) — проект правительства США по формированию и манипулированию общественным мнением в социальных сетях с использованием фейковых профилей с целью распространения американской пропаганды. Проектом управляет Центральное командование ВС США (Centcom), контролирующее военные операции США на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Кампания была впервые апробирована в Ираке, где использовалась в качестве оружия психологической войны против онлайн-присутствия сторонников «Аль-Каиды», а затем использовалась против джихадистов в Пакистане, Афганистане и других странах Ближнего Востока[1]. Запуск проекта был увязан некоторыми веб-экспертами с попытками Китая контролировать и ограничивать свободу слова в Интернете. По заявлениям Пентагона[2], программа не имеет англоязычного компонента и существует только для борьбы с искажениями, обнаруженными на арабском, фарси, пушту и урду[3][4].

Официальные заявления

По заявлению военного ведомства, базирующаяся в США аудитория соцсетей Facebook и Twitter не является полем действия программы, так как по закону Смита — Мундта[5] государственные агенты не имеют права вести пропаганду среди граждан Соединённых Штатов. Бывший глава Центрального командования США Дэвид Петреус в своих показаниях в конгрессе[6] заявил, что операция «Честный голос» будет «достигать [региональной] аудитории страны через традиционные средства массовой информации, а также через веб-сайты и блоги по региональным связям с общественностью» в попытке «противостоять экстремистской идеологии и пропаганде»[7].

История

В марте 2011 года правительство США подписало контракт[8] на сумму 2.76 миллиона долларов США с работающей в сфере интернет-безопасности компанией Ntrepid о разработке программного обеспечения, которое бы позволило агентам правительства распространять пропаганду на «иноязычных сайтах», используя т. н. «sockpuppets». Впервые о разработках новой программы широкой общественности стало известно после публикации 17 марта 2011 года авторами Nick Fielding и Ian Cobain статьи «Revealed: US spy operation that manipulates social media» в The Guardian[9]. 6 февраля 2011 года активисты из группы Anonymous взломали электронную почту HBGary, дочерней компании ManTech International, специализирующейся на компьютерной безопасности, а позднее опубликовали архив электронной переписки, согласно которому контракт на разработку ПО мог достаться именно HBGary. Архив опубликованных электронных писем компании HBGary находится на сайте Wikileaks[10]. В 2011 году управление перспективных научно-исследовательских разработок Минобороны США объявило тендер на создание специальной программы SMICS (Social Media in Strategic Communication — Социальные медиа в стратегической коммуникации). В пояснительной записке[11] говорилось: «Условия, в которых осуществляют операции наши вооружённые силы, быстро меняются под влиянием блогов, социальных сетей, файлообменных сервисов и мобильных технологий. Распространение социальных медиа может оказать самое глубокое воздействие на природу конфликтов. Эффективное использование этих медиа позволит вооружённым силам более качественно осуществлять информационное сопровождение операций».

В ноябре 2013 года представитель theblackvault.com John Greenewald направил запрос о статусе программы в Centcom, на что был получен официальный ответ, что вся информация, связанная с программой, засекречена и не подлежит раскрытию.[12]

Детали программы

Главные особенности ПО, как следует из запроса на разработку, следующие[13]:

  • 50 пользовательских лицензий оператора, с 10 марионеточными виртуальными профилями (sockpuppets) для каждого пользователя;
  • Виртуальные профили c детально проработанными, а также технически, культурно и географически непротиворечивым прошлым, собственной историей и присутствием в Интернете. Виртуальные профили должны «быть способными появляться в практически любой части мира»;
  • Специальная защищенная VPN, позволяющая виртуальным профилям делать публикации со «случайно выбранных IP-адресов» для «сокрытия факта существования операции»;
  • 50 статических IP-адресов для «управления постоянными онлайн-личностями», с защищённой идентификационной информацией, предусматривающей использование виртуального профиля разными государственными агентами и лёгкое переключение между профилями, «которые выглядят как обычные пользователи, а не боты»;
  • 9 частных серверов, размещающихся в месте действий операций заказчика и позволяющих онлайн-профилям заказчика выглядеть, как локальные. Эти сервера должны использовать коммерческие хостинг-центры по всему миру.
  • Рабочая среда в виртуальной машине, удаляемая при каждом завершении сессии во избежание воздействия какого-либо вируса или другого вредоносного ПО.

Критика

После того как о существовании проекта стало известно широкой публике, в социальных сетях и на правительственном уровне развернулись горячие дискуссии об этической стороне вопроса, так как проект по сути позволял американским военным создавать ложный консенсус в онлайн-дискуссиях, вытесняя нежелательные мнения и подавляя те, которые идут вразрез с интересами заказчика. Помимо этого, высказывалось мнение, что новость о том, что американские военные разрабатывают программу по созданию фейковых профилей для манипуляции общественного мнения также может побудить другие правительства, частные компании и неправительственные организации сделать то же самое. Не меньшую озабоченность вызывало и то, что в конце концов фейки будут вычислены, и это навредит репутации США.

Исаак Порш, исследователь корпорации RAND, заявил, что в случае интернет-коммуникаций нелегко будет исключить американцев из получателей пропаганды.

См. также

Примечания

  1. http://www.washingtontimes.com, The Washington Times. U.S. Central Command ‘friending’ the enemy in psychological war (англ.), The Washington Times. Архивировано 11 июня 2017 года. Дата обращения 7 сентября 2018.
  2. Lee, Amy. U.S. Military Launches Spy Operation Using Fake Online Identities (англ.), Huffington Post (17 March 2011). Архивировано 21 декабря 2018 года. Дата обращения 7 сентября 2018.
  3. Spillius, Alex. Pentagon buys social networking 'spy software' (англ.) (17 March 2011). Архивировано 8 сентября 2013 года. Дата обращения 7 сентября 2018.
  4. U.S. military backing cyber troll offensive? (англ.). Архивировано 16 марта 2018 года. Дата обращения 14 сентября 2018.
  5. Text of H.R. 5736 (112th): Smith-Mundt Modernization Act of 2012 (Introduced version) - GovTrack.us (англ.). GovTrack.us. Дата обращения: 7 сентября 2018. Архивировано 1 марта 2017 года.
  6. Central Command and Special Operations Budget (англ.). C-SPAN.org. Дата обращения: 7 сентября 2018. Архивировано 7 сентября 2018 года.
  7. New and old information operations in Afghanistan: What works? (англ.). Washington Post. Дата обращения: 7 сентября 2018. Архивировано 28 февраля 2017 года.
  8. Williams, Christopher. US military creates fake online personas (англ.) (17 March 2011). Архивировано 31 декабря 2018 года. Дата обращения 15 октября 2018.
  9. Ian Cobain. Revealed: US spy operation that manipulates social media (англ.). the Guardian (17 марта 2011). Дата обращения: 7 сентября 2018. Архивировано 7 сентября 2018 года.
  10. WikiLeaks - The HBGary Emails (англ.). wikileaks.org. Дата обращения: 7 сентября 2018. Архивировано 25 февраля 2019 года.
  11. Defense Advanced Research Projects Agency. Broad Agency Announcement - Social Media in Strategic Communication (SMISC). https://cryptome.org. Дата обращения: 15 октября 2018. Архивировано 27 февраля 2019 года.
  12. Operation Earnest Voice (англ.), The Black Vault (24 February 2015). Архивировано 9 сентября 2018 года. Дата обращения 9 сентября 2018.
  13. Persona Management Software. - Federal Business Opportunities: Opportunities (22 февраля 2011). Дата обращения: 7 сентября 2018.