Омский шинный завод
Омский шинный завод | |
---|---|
Год основания | 1938 |
Основатели | Совет народных комиссаров СССР |
Расположение | СССР → Россия: Омск |
Ключевые фигуры | Владимир Петрович Чесноков |
Отрасль |
химическая промышленность (МСОК: 20 ) |
Продукция | Автомобильные шины |
Награды | |
Омский шинный завод («Омскшина», «Матадор-Омскшина») — крупнейшее в России предприятие по производству грузовых автомобильных шин, основано в 1938 году, начало производство в 1942 году.
Создание
16 марта 1938 года Совет народных комиссаров СССР принял решение о создании шинного завода в Омске, во исполнение которого был издан приказ Народного комиссариата машиностроения от 1 июня 1938 г. № 422 «О строительстве Омского шинного завода в городе Омске»[1].
Строительство началось в 1938 году, но к 1941 году завод ещё не был готов к вводу в эксплуатацию: к осени 1941 года были возведены только стены главного производственного корпуса. У завода не было полного комплекта технического и энергетического оборудования, необходимого для пуска хотя бы одной производственной линии, основных материалов, квалифицированных кадров[1].
Тем временем под ударом немецко-фашистских захватчиков оказался Ленинградский шинный завод. Единственный работавший в это время в стране Ярославский шинный завод готовился к эвакуации, так как фронт приближался и к нему. Скорейшее налаживание производства автомобильных шин в тылу стало первоочередной государственной задачей[1].
Осенью 1941 года были утверждены списки руководящего инженерно-технического состава, квалифицированных рабочих и мастеров, которых должны были делегировать Ярославский и Ленинградский шинные заводы, Московский опытно-шинный завод, НИИ шинной промышленности. Были разработаны сводные заявки на ингредиенты и корд; развернулась разработка технической документации и размещение в городе заказов на производственный инвентарь; разработаны технологические карты по всем переделам производства, уточнены спецификации, составлены инструкции по всем рабочим местам[2].
В начале ноября 1941 года на заводскую площадку начали прибывать эшелоны с эвакуированными людьми и оборудованием Ярославского и Ленинградского шинных заводов. В главном корпусе завода, ещё не перекрытого крышей, начался монтаж тяжелого и громоздкого технологического оборудования, а рядом возводились новые производственные цеха. Одновременно строился целый ряд производств, необходимых для обеспечения шинного завода сырьем и материалами: кордная фабрика и сажевый завод[1].
В суровых зимних условиях 1941-42 годов работы по строительству и монтажу оборудования завода велись при любой погоде, круглосуточно, без выходных дней. Труд людей того времени можно без преувеличения назвать героическим[1]: отработав по 12 часов на строительстве, люди шли разгружать вагоны с оборудованием и сырьём[2].
Как вспоминал ветеран завода Павел Григорьевич ПРИХОДЬКО, пришедший на завод в 1941 году 14-летним подростком, «роль котельных выполняли четыре паровоза серии „ОВ“, или „овечки“. Корд, сажа и другие полуфабрикаты перевозились большей частью вручную, на тележках, да гужевым транспортом. На заводе с самого начала войны существовала конная база, этот вид транспорта играл для предприятия огромную роль. На конюшне было около полусотни лошадей, для которых специально сеяли овес и заготавливали сено. Компанию им составляли быки. На весь завод славился бык Борька, возивший тележки со шлаком. Котельщики его звали уважительно, по имени-отчеству: Борис Иванович. Он был удивительно дисциплинирован, отлично понимал свои „должностные обязанности“, и, словно по часам, точно знал, когда пора начинать и заканчивать работу. Почти десять лет Борис Иванович был нашим верным и надежным помощником»[2].
24 февраля 1942 года вручную, при минусовой температуре[2] была собрана первая омская покрышка для «полуторки»[1]. Через месяц завод отправил на фронт первые 500 шин[2].
В годы войны Омский шинный выпускал 5 типоразмеров шин, в том числе авиационных, и гусеничные катки для танков. В 1943 году новое предприятие трижды становилось победителем соцсоревнования среди предприятий Наркомата резиновой промышленности. В 1945 году 19 лучших производственников награждены орденами и медалями. Около тысячи работников завода награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»[2].
Периоды истории
В истории Омского шинного завода четко прослеживаются три этапа[1].
- 1938—1964 гг. — период становления в военные и послевоенные годы.
- 1964—1994 гг. — время расширения производства, достижения высоких экономических показателей и развития социальной сферы, закончившееся периодом спада производства после распада СССР.
- с 1994 г. по настоящее время — сложный период приватизации и перестройки производства, завоевания утраченных позиций, выхода на новый качественный уровень работы.
Приватизация
В 1995 году на части производственных площадей создано совместное российско-словацкое предприятие «Матадор-Омскшина»[1].
29 февраля 1996 года был убит Олег Чертов — заместитель генерального директора АО «Омскшина», заместитель председателя комитета законодательного собрания Омской области по промышленному производству и инвестициям, одна из ключевых фигур СП по производству покрышек «Матадор — Омскшина». Чертов был включён в комиссию законодательного собрания по изучению взаимоотношений Омского НПЗ с бюджетом, созданную в связи резким снижением поступления налогов в бюджет после вхождения предприятия в состав «Сибнефти»[3].
В 1999 году ОАО «Омскшина» вошло в состав акционерной компании «Сибур», а с 1 января 2006 года — в состав холдинга «Сибур-Русские шины»[1].
«Омскшина» было и остаётся крупнейшим производителем шин на территории России, которое выпускает порядка 50 типоразмеров и моделей грузовых шин радиальной и диагональной конструкций. Начиная с 1995 года, омские шины экспортируются в 35 стран Европы, Азии, Африки, Латинской Америки[1].
Руководители
Владимир Петрович Чесноков, Герой Социалистического труда[2].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 Омский шинный завод (ныне ОАО «Омскшина») . Краеведение Омского Прииртышья. Омская областная библиотека (12 июля 2011).
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Гавриил Быков. История Омского шинного: год за годом… . Мой сайт (30 января 2013).
- ↑ Российская нефть: кровавая хронология. 1996-1997 . Скважина, независимое нефтяное обозрение (1999).