Омский шинный завод

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Омский шинный завод
Год основания 1938
Основатели Совет народных комиссаров СССР
Расположение  СССР Россия: Омск
Ключевые фигуры Владимир Петрович Чесноков
Отрасль химическая промышленность (МСОК20)
Продукция Автомобильные шины
Награды Орден Ленина

Омский шинный завод («Омскшина», «Матадор-Омскшина») — крупнейшее в России предприятие по производству грузовых автомобильных шин, основано в 1938 году, начало производство в 1942 году.

Создание

16 марта 1938 года Совет народных комиссаров СССР принял решение о создании шинного завода в Омске, во исполнение которого был издан приказ Народного комиссариата машиностроения от 1 июня 1938 г. № 422 «О строительстве Омского шинного завода в городе Омске»[1].

Строительство началось в 1938 году, но к 1941 году завод ещё не был готов к вводу в эксплуатацию: к осени 1941 года были возведены только стены главного производственного корпуса. У завода не было полного комплекта технического и энергетического оборудования, необходимого для пуска хотя бы одной производственной линии, основных материалов, квалифицированных кадров[1].

Тем временем под ударом немецко-фашистских захватчиков оказался Ленинградский шинный завод. Единственный работавший в это время в стране Ярославский шинный завод готовился к эвакуации, так как фронт приближался и к нему. Скорейшее налаживание производства автомобильных шин в тылу стало первоочередной государственной задачей[1].

Осенью 1941 года были утверждены списки руководящего инженерно-технического состава, квалифицированных рабочих и мастеров, которых должны были делегировать Ярославский и Ленинградский шинные заводы, Московский опытно-шинный завод, НИИ шинной промышленности. Были разработаны сводные заявки на ингредиенты и корд; развернулась разработка технической документации и размещение в городе заказов на производственный инвентарь; разработаны технологические карты по всем переделам производства, уточнены спецификации, составлены инструкции по всем рабочим местам[2].

В начале ноября 1941 года на заводскую площадку начали прибывать эшелоны с эвакуированными людьми и оборудованием Ярославского и Ленинградского шинных заводов. В главном корпусе завода, ещё не перекрытого крышей, начался монтаж тяжелого и громоздкого технологического оборудования, а рядом возводились новые производственные цеха. Одновременно строился целый ряд производств, необходимых для обеспечения шинного завода сырьем и материалами: кордная фабрика и сажевый завод[1].

В суровых зимних условиях 1941-42 годов работы по строительству и монтажу оборудования завода велись при любой погоде, круглосуточно, без выходных дней. Труд людей того времени можно без преувеличения назвать героическим[1]: отработав по 12 часов на строительстве, люди шли разгружать вагоны с оборудованием и сырьём[2].

Как вспоминал ветеран завода Павел Григорьевич ПРИХОДЬКО, пришедший на завод в 1941 году 14-летним подростком, «роль котельных выпол­няли четыре паровоза серии „ОВ“, или „овечки“. Корд, сажа и другие полуфабрикаты перевозились большей частью вруч­ную, на тележках, да гужевым транспортом. На заводе с са­мого начала войны существовала конная база, этот вид транспорта играл для предприятия огромную роль. На конюшне было около полусотни лошадей, для кото­рых специально сеяли овес и заготавливали сено. Компанию им составляли быки. На весь завод славился бык Борька, возивший те­лежки со шлаком. Котельщики его звали уважительно, по имени-отчеству: Борис Иванович. Он был удивительно дисци­плинирован, отлично понимал свои „должностные обязанно­сти“, и, словно по часам, точно знал, когда пора начинать и заканчивать работу. Почти десять лет Борис Иванович был нашим верным и надежным помощником»[2].

24 февраля 1942 года вручную, при минусовой температуре[2] была собрана первая омская покрышка для «полуторки»[1]. Через месяц завод отправил на фронт первые 500 шин[2].

В годы войны Омский шинный выпускал 5 типоразмеров шин, в том числе авиационных, и гусеничные катки для танков. В 1943 году новое предприятие трижды становилось победи­телем соцсоревнования среди предприятий Наркомата резино­вой промышленности. В 1945 году 19 лучших производственников награждены орденами и медалями. Около тысячи работников завода награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»[2].

Периоды истории

В истории Омского шинного завода четко прослеживаются три этапа[1].

  1. 1938—1964 гг. — период становления в военные и послевоенные годы.
  2. 1964—1994 гг. — время расширения производства, достижения высоких экономических показателей и развития социальной сферы, закончившееся периодом спада производства после распада СССР.
  3. с 1994 г. по настоящее время — сложный период приватизации и перестройки производства, завоевания утраченных позиций, выхода на новый качественный уровень работы.

Приватизация

В 1995 году на части производственных площадей создано совместное российско-словацкое предприятие «Матадор-Омскшина»[1].

29 февраля 1996 года был убит Олег Чертов — заместитель генерального директора АО «Омскшина», заместитель председателя комитета законодательного собрания Омской области по промышленному производству и инвестициям, одна из ключевых фигур СП по производству покрышек «Матадор — Омскшина». Чертов был включён в комиссию законодательного собрания по изучению взаимоотношений Омского НПЗ с бюджетом, созданную в связи резким снижением поступления налогов в бюджет после вхождения предприятия в состав «Сибнефти»[3].

В 1999 году ОАО «Омскшина» вошло в состав акционерной компании «Сибур», а с 1 января 2006 года — в состав холдинга «Сибур-Русские шины»[1].

«Омскшина» было и остаётся крупнейшим производителем шин на территории России, которое выпускает порядка 50 типоразмеров и моделей грузовых шин радиальной и диагональной конструкций. Начиная с 1995 года, омские шины экспортируются в 35 стран Европы, Азии, Африки, Латинской Америки[1].

Руководители

Владимир Петрович Чесноков, Герой Социалистического труда[2].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 Омский шинный завод (ныне ОАО «Омскшина»). Краеведение Омского Прииртышья. Омская областная библиотека (12 июля 2011).
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Гавриил Быков. История Омского шинного: год за годом…. Мой сайт (30 января 2013).
  3. Российская нефть: кровавая хронология. 1996-1997. Скважина, независимое нефтяное обозрение (1999).