Ольмеки

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Ольмек»)
Ольмекская голова номер три из Сан-Лоренсо-Теночтитлана, 1200—900 до н. э.
«Борец», статуэтка ольмекской эпохи, 1400—400 до н. э.
Ольмекская жадеитовая маска, 1000—600 до н. э.

Ольме́ки — древняя мезоамериканская цивилизация. Название дано условно, по одному из небольших племён, живших на указанной ниже территории[1]. Создатели первой «крупной» цивилизации в Мексике, которая была наследницей культур, последовательно развивавшихся в Соконуско, на юго-западе мексиканского штата Чьяпас[2].

Цивилизация ольмеков обитала в тропических долинах южной и центральной Мексики на территории современных штатов Веракрус и Табаско. Возможно, родственны создателям культуры Мокая из Соконуско и носителям языков михе-соке. Их культура процветала в течение периода становления Мезоамерики примерно с 1500 года до н. э. до 400 года до н. э. Доольмекская культура существовала примерно с 2500 года до н. э. по 16001500 годы до н. э.

Ранние формы культуры ольмеков появились в районе Сан-Лоренсо-Теночтитлана неподалёку от побережья океана в юго-восточной части современного мексиканского штата Веракрус[3]. Во многих отношениях эта мезоамериканская цивилизация стала пионерской, повлияв на все последующие[4]. Например, ольмеки первыми ввели практику ритуального кровопролития и игру в мяч.

О цивилизации ольмеков стало известно в конце XIX — начале XX века, когда собиратели артефактов доколумбовой эпохи обнаружили на рынке казавшиеся необычными изделия. Сегодня ольмеки известны широкой публике прежде всего своими произведениями искусства, особенно гигантскими головами[5].

Этимология

Название «ольмек» происходит от ацтекского слова Ōlmēcatl /oːlˈmeːkat͡ɬ/ (единственное число) или Ōlmēcah /oːlˈmeːkaʔ/ (множественное число). Это слово состоит из двух корней: ōlli /ˈoːlːi/ со значением «резина, каучук» и mēcatl /ˈmeːkat͡ɬ/ со значением «канат», и таким образом слово означает «резиновая нить или линия»[6][7]. Сами ацтеки обозначали этим словом людей, живших у залива в XVI — XVII веках, то есть примерно через 2000 лет после исчезновения цивилизации. Определение «резиновые люди» было связано с тем, что живущие в этих областях индейцы промышляли добычей и продажей каучука, которые создавался путём смешивания жидкостей из дерева Castilla elastica и цветов Ipomoea alba. Таким способом каучук уже добывался с 1600 года до нашей эры[8].

Когда в этих регионах археологи стали обнаруживать следы раннее неизвестной мезоамериканской культуры, они ошибочно решили, что это были те самые ольмеки, продававшие ацтекам каучук, но уже позже стало ясно, что речь шла о культуре, существовавшей на 2000 лет раньше предполагаемой даты. Несмотря на ошибку, за этой исчезнувшей культурой уже закрепилось название «ольмеки», которое применяется и по сей день[9].

Неизвестно, как ольмеки называли сами себя. В мифологии поздних мезоамериканских культур упоминается «прародина человечества и богов» Тамоанчан, есть вероятность того, что под этим словом подразумевается родина ольмеков. Учёные и археологи также иногда используют определение «Теноцеломе», что переводится, как «пасть ягуара»[10].

Описание

Сердце ольмекской цивилизации располагалось в низменных областях у мексиканского залива, где она развивалась изначально в регионе нынешнего муниципалитета Соконуско, мексиканского штата Веракрус. Эти районы представляют собой часто заболоченные низменности с невысокими холмами, хребтами и вулканами. Отдельно выделяется местность, обозначенная горой Сьерра-де-лос-Туштлас резко возвышающейся на севере, вдоль залива Кампече. Здесь ольмеки возводили городские и храмовые сооружения в Сан-Лоренцо-Теночтитлан, Ла-Вента, Трес-Сапотес и Лагуна-де-лос-Серрос. Предположительно, в этом регионе возникла самая первая мезоамериканская цивилизация, правившая этими землями с 1400 до 400 годов до нашей эры[11].

Происхождение

Принято считать, что ольмекская цивилизация зародилась между 1400 и 1200 годами до нашей эры. Самые ранние находки, связанные с ольмеками были найдены в предположительно святилище Эль-Манати, находящемся рядом с тремя другими археологическими раскопками, известными под общим названием Сан-Лоренцо Теночтитлан. Они датируются 1600–1500 годами до нашей эры, когда культура ольмеков уже существовала, но ещё не была достаточно развитой, чтобы строить города. Вероятно, что сами корни ольмеков или предшествующим им культурам восходят к ранним индейским земледельческим культурам из Табаско, зародившимся ещё между 4600 и 5100 годами до нашей эры[12]. Эти ранние культуры питались теми же пищевыми продуктами и пользовались теми же инструментами, что и более поздняя цивилизация ольмеков[13].

Культура, которую сегодня принято называть ольмеками в своём конечном виде сформировалась в Сан-Лоренцо Теночтитлан, примерно в 1400 году до нашей эры. Ольмеки процветали в том числе и благодаря мягкому местному климату, увлажнённой мягкой почве, а также налаженной транспортной сети через реку Коацакоалькос. Торговлю через реку аналогично налаживали древние цивилизации старого света, например древний Египет (Нил), Индия (Инд) или древний Китай (жёлтая река). Вышеописанные благоприятные жизненные и торговые условия приводили к росту населения в этом регионе, а от того — возникновению классового неравенства и знати[14]. Именно вместе с появлением высших сословий, ольмеки стали создавать символические и изысканные предметы роскоши[15]. Эти предметы создавались из нефрита, обсидиана, магнетита, все эти материалы изначально добывались в областях, крайне далёких от цивилизации ольмеков, что однако доказывает о существовании широкой торговой сети в ранней мезоамерике. Самый ценный нефрит добывался в долине реки Мотагуа в восточной части Гватемалы[16], обсидиан же добывался в высокогорных районах Гватемалы, таких как Эль-Чайал и Сан-Мартин-Хилотепеке или в районе Пуэбла[17], то есть на отдалении в 200-400 километров от городов ольмеков[18].

Государство, располагавшееся в Герреро — мескальская культура судя по всему сыграла важную роль в раннем развитии цивилизации ольмеков. Артефакты, типичные для культуры ольмеков можно найти в разных частях Герреро и они более старые, чем находки в районе Веракрус-Табаско и датируются примерно 1530-ми годами до нашей эры. К ним относятся руины города Теопантекуанитлан[19].

Ла Вента

Остатки ольмекской пирамиды, Ла Вента

Первый главный центр ольмекской культуры — Сан-Лоренцо был заброшен в 900-м году до нашей эры[20], на пике своего расцвета и известности, большинство зданий было внезапно разрушено примерно в 950-х годах до нашей эры, что указывает на некое разрушительное событие — восстание или войну[21]. Также популярно мнение, что резкий упадок был спровоцирован и природными/климатическими изменениями, например важные для ольмеков реки сменили своё русло, обрекая население на массовый голод[22].

После этого центром ольмекской цивилизации стал город Ла Вента, пробывший таковым с 900 до 400 годов до нашей эры[23]. Этот город дальше поддерживал и развивал культурные традиции ольмеков, демонстрируя впечатляющую мощь и богатство местной знати. «Великая пирамида» была крупнейшим в тот момент монументальной постройкой в мезоамерике. Даже сегодня, по прошествии 2500 лет эрозии, остатки этой пирамиды возвышаются на 34 метра над уровнем естественного ландшафта[24]. В районе Ла-Венты археологи раскопали роскошные мозаичные тротуары и множество подношений из нефритовых, керамических статуэток и гематитовых зеркал[25].

Упадок

Учёные ещё не сумели выяснить причину исчезновения цивилизации ольмеков. В период между 400 и 350 годами до нашей эры население восточных регионов государства ольмеков резко сократилось и вплоть до 19 века этот регион оставался малонаселённым[26]. Археологи предполагают, что виной этому стали резкие климатические изменения, сделавшие эти земли непригодными для сельского хозяйства. Например эти изменения могли спровоцировать тектоническими сдвигами, проседанием земель, сменой русл рек, экологическую катастрофу могли спровоцировать люди, уничтожавшие леса для того, чтобы на их месте заниматься сельским хозяйством, это приводило к эрозии почвы. Другая популярна теория гласит, что катастрофическое падение население было спровоцировано вулканической деятельностью, которые вынуждали ольмеков массово покидать свои поселения[27].

Какой бы не была причина, в течение нескольких сотен лет города ольмеков были опустошены и почти сразу же в мезоамерике утвердились другие преемственные культуры. В западной части ольмекской цивилизации, в Трес Сапотес продолжала существовать некая государственность, но по ряду признаков это была иная, преемственная от ольмеков культура, условно именуемая эпиольмекской. Её следы также встречаются в Исапе, примерно в 550 километрах к юго-востоку[28].

Артефакты

Изначально культура ольмеков была открыта по найденным предметам искусства, которое выделяется своим оригинальным художественным стилем и является отличительной чертой ольмекской культуры[29]. Археологи находили множество изделий из нефрита, глины, базальта, зелёного камня, среди них есть человеческие статуи в натуральную величину. Многие статуи и маски изображают фантастических антропоморфных существ, часто сильно стилизованных и отражающих некий религиозный смысл[30]. Часто люди изображаются с опущенными ртами, или же в облике ягуаров-оборотней — людей с животными, антропоморфными чертами[29]. Помимо людей, статуэтки часто изображают животных.

Несмотря на то, что археологи в изобилии находили разнообразные статуэтки, наиболее узнаваемой чертой ольмеков стали массивные каменные головы, изображающие скорее всего правителей, а также другие массивные каменные изваяния, например стелы[31][32].

Массивные головы

Массивные головы — самая узнаваемая черта цивилизации ольмеков. Так как археологи не обнаружили каких либо текстов, объясняющих их предназначение, они по-прежнему спорят об их роли[33]. Раньше считалось, что головы изображали игроков в мяч, но сегодня более признана теория, что головы изображали правителей, возможно одетых, как игроки в мяч[34]. Каждая голова выдаёт индивидуальные черты, нигде не существует абсолютно одинаковых голов. Головные уборы на каждой голове также украшены отличительными элементами. Есть предположение, что центральноамериканские индейцы той эпохи верили в то, что эти головы выступают пристанищем для души умершего, по чьему образу был создан портрет головы. Всего археологами было обнаружено 17 голов, 10 из которых располагаются в Сан - Лоренцо Теночтитлан, 4 в Ла-Венте, 2 в Трес-Сапотес и одна в Ранчо ла Кобата[35]. Размер голов варьируется от 1.47 до 3.4 метров. Их масса составляет от 25 до 55 тонн[36][37].

Головы были вырезаны из крупных каменных блоков или валунов вулканического базальта, найденных в Сьерра-де-лос-Туштлас. Например головы Трес-Сапотес были вырезаны из базальта, найденного на вершине Серро-эль-Виджиа, в западной части Туштласа. Головы из Сан-Лоренцо и Ла-Вента были судя по всему вырезаны из базальта, найденного в Серро-Чинтепеке, на юго-востоке. Эти глыбы вероятно тащили или доставляли по воде десятки миль[38] . По примерным оценкам, для этого потребовалось бы 1500 человек и 3-4 месяца[18].

Было выяснено, что некоторые головы и массивные монументальные памятники несколько раз выкапывались, переносились в другие места или перезахоронялись. По крайне мере две головы пытались разрушить, испортить. Неизвестно, ради чего совершался такой вандализм, может быть для того, чтобы добыть каменный материал, или вандалы руководствовались некими идеологическими или религиозными мотивами, было ли это обусловлено в том числе войнами и внутренними конфликтами[39].

Нефритовые маски

Один из самых распространённых типов артефактов цивилизации ольмеков — небольшого размера маски и лица, вырезанные из нефрита. Это был особенно ценный материал у ольмеков, подтверждающий высокий ранг правящих классов[40]. Самые первые ольмекские скульптуры, изображавшие людей датируются 1500 годом до нашей эры[36]. Это были деревянные скульптуры, обнаруженные в болотах Эль-Манати. Эти находки уникальны тем, что были созданы ещё до появления развитой цивилизации ольмеков, но в этих деревянных скульптурах уже прослеживается уникальный «ольмекский стиль»[36].

«Ольмекские маски» находились в самых неожиданных регионах центральной америки и археологических раскопках других мезоамериканских цивилизаций, в том числе и в одном из альтепетлей рядом с Теночтитланом, столицей ацтеков. Это позволяет предполагать, что археологические находки ольмеков выступали предметом коллекционирования среди представителей других более поздних мезоамериканских цивилизаций, также, как например в средневековой Европе коллекционировались римские артефакты[41].

Ольмекские маски выделяются своим в целом уникальным стилем — глубоко посаженными глазами, ноздрями и крупным, асимметричными ртом[36]. Часто такие маски изображают оборотней-ягуаров, людей, наделённых животными чертами, например массивным ртом[42]. Данное искусство неразрывно связано с религией ольмеков, веривших в существование расы ягуаров-оборотней, возникших из союза женщины и ягуара[42].

Топоры

Другой распространённый тип археологических находок ольмеков — это топоры с изображением ягуаров-оборотней и, по-видимому, использовались для ритуалов. Голова довольно массивна и занимает половину от материала топора.

За пределами родины ольмеков

Точки на карте Мексики, где обнаружены ольмекские артефакты, оранжевым обозначено государство ольмеков

Хотя отличительные монуметальные изделия, такие как например массивные головы, скульптуры или алтари были найдены лишь на родине ольмеков, многие небольшие артефакты, такие как орнаменты, фигурки и прочие художественные произведения были обнаружены археологами в сотнях километрах от родины ольмеков[43]. Например ольмекские статуэтки встречаются среди археологических захоронений культуры тлатилько в долине Мехико. Монументальное ольмекское искусство можно встретить среди руин ранних цивилизаций Чалькацинго, испытывавшей явное культурное влияние со стороны ольмеков. Влияние ольмеков заметно в Теопантекуанитлане, ряд ольмекских находок были обнаружены в разных археологических зонах штата Герреро[44][45], или даже там, где ныне располагается Гватемала, где позже будет располагаться южные регионы цивилизации Майя.

Существует множество теорий, как ольмеки оказывали влияние на соседние цивилизации, и как их предметы оказывались далеко за пределами родины ольмеков, в частности из-за торговли, колонизация ольмеками дальних регионов, путешествие ольмекских ремесленников, сознательное подражание, военное влияние ольмеков[46]. Ольмекские украшения могли ассоциироваться с элитным статусом и поэтому приобретались вождями для утверждения своей власти[47].

Многие поздние мезоамериканские культуры, майя и ранние цивилизации долины мехико, например жители Теотиуакана начинали своё развитие на основе ольмекской культуры, многие монументальные и художественные мотивы тольтеков были явно переняты и развиты майя[48]. Ольмекскую цивилизацию принято считать «материнской» для мезоамерики, это не значит, что до этого в центральной америке не существовало развитых культур, однако ольмеки оставили в этот временной период после себя больше всего монументальных памятников и артефактов, чем кто либо ещё и их прямое влияние на развитие поздних культур прямо подтверждается многочисленными археологическими находками[49]. Принято также считать, что помимо введения письма, ольмеки стали первыми в регионе практиковать монументальное искусство[50].

Влияние на развитие мезоамериканских культур

Ольмеки, как первая развитая цивилизация центральной америки оказала ключевое влияние на развитие более поздних цивилизаций. Ольмекам приписывают множество нововведённых практик, которые затем практиковались в поздних мезоамериканских культурах, например изобретение письменности, эпиграфии, ритуала кровопускания, человеческие жертвоприношения, изобретение числа ноль, мезоамериканского календаря, мезоамериканской игры в мяч и, возможно изобретение компаса. Поздние культуры, например майя в том числе могли перенять у ольмеков божественный пантеон[51].

Письменность

Возможно ольмеки были первой цивилизацией в западном полушарии, разработавшей систему письма. Высеченные ими глифы были найдены в 2002 и 2006 годах и датируются примерно 650-900 годами до нашей эры[52]. Эти письма старше, чем старейше сапотекские символы, датируемые примерно 500 годом до нашей эры[53][54][55]. Ольмекские глифы имеют внешнюю схожесть с письменностью майя, что может говорить о возможной преемственности[56]. В поздний период существования ольмекской цивилизации существовало истмийское письмо, от которого уже позже развилась майяская письменность, однако неизвествно, использовалось ли это письмо ольмеками, или же ранними майя, только начинавшими формировать свою цивилизацию.

Мезоамериканский календарь длинного счета и изобретение нуля

Календарь Длинного счета, использовавшийся многими поздними мезоамериканскими цивилизациями, а также концепция нуля, возможно, были впервые использованы ольмеками. Самые ранние следы использования длинного счёта были обнаружены за пределами родных земель майя, таким образом этот календарь был перенят майя у другой цивилизации, скорее всего у ольмеков. Половина из ранних артефактов была найдена в регионе родных земель ольмеков. Однако с этим связанна и проблема, так как цивилизация ольмеков прекратила своё существование в четвёртом веке до нашей эры, а самые ранние свидетельства использования длинного счёта датируются более поздними датами[57].

Календарь длинного счёта также требует использовать ноль, необходимый в двадцатеричной системе счисления, он обозначался символом, его обнаружили на стеле C в Трес-Сапотес и датируется 32-м годом до нашей эры. Это одно из самых ранних свидетельств использование нуля в человеческой истории[58].

Игра в мяч

Ольмеки крайне вероятно впервые изобрели мезоамериканскую игру в мяч, столь распространённую среди более поздних мезоамериканских культур. Эта традиция служила для развлекательных и религиозных целей[59]. Археологи нашли дюжину резиновых мячей, датируемых 1600 годами до нашей эры в болотах Эль-Манати, в 10 километрах к востоку от Сан-Лоренцо Теночтитлан. Эти мячи значительно старше самой старой обнаруженной площадки игры в мяч в Пасо-де-ла-Амада, датируемой 1400 годами до нашей эры. Хотя не известно, использовалась ли данная площадь для игры в мяч[60].

Язык и этническое происхождение ольмеков

Фотография женщин михе; народы михе и соке принято считать наиболее вероятными потомками ольмеков

На данный момент отсутствуют прямые источники и доказательства того, кем были ольмеки и на каком языке они разговаривали. Выдвигалась в том числе и теория того, что ольмеки были предками майя. Терренс Кауфман, на основании большого количества михе-сокских заимствований в большинстве мезоамериканских языков, особенно культурных, выдвинул гипотезу, получившую известность среди лингвистов, что ольмеки говорили на языке михе-сокской семьи[61]. В частности в мезоамериканских языках используются ряд заимствованных из михе-сокских языков слова, такие как ладан, какао, кукуруза, названия многих фруктов, жрец/нагуаль/шаман, табак, лестница, резина, зернохранилище, тыква, бумага и другие слова. Эти слова явно заимствованы, так как используются в разных языках центральноамериканских индейцев даже при том, что эти языки принадлежат к разным языковым группам. Таким образом на определённом этапе развития мезоамериканских культур, они испытывали явное влияние со стороны культуры, принадлежащей носителям михе-сокского языка. Заимствованные слова говорят о том, что это была культура, обладающая качествами развитой цивилизации и чьи нововведения затем перенимали соседние и менее развитые индейские народы, которые в будущем сформируют собственные развитые культуры. Хотя прямых доказательств этому нет, но с вышеописанным, предки михе-сокских народов наиболее вероятно могли быть ольмеками[62].

Долгое время эта теория подвергалась критике на основании того, что слова заимствовались в основном из языковой ветви соке, принято было считать, что разделение на михе и соке произошло уже после исчезновения ольмекской культуры, а значит речь шла о древней культуре, но существовашей уже после падения ольмеков[63], однако поздние лингвистические исследования отодвинули дату расхождения языковых ветвей на период формирования ольмекской цивилизации[64]. Основываясь на обновлённой датировке, архитектурных, археологических закономерностях и особенностях лексики, заимствованной другими центральноиндейскими народами, наиболее принятой считается теория, что ольмеки из Сан-Лоренцо говорили на прото-михском языке, а из Ла-Венты на прото-сокском языке[64].

Современные носители михе-сокских языков проживают и сегодня в основном на территориях, которые выступали родиной для ольмекской цивилизации, что также выступает весомым доводом в пользу этой теории[65].

Маргинальные теории

Ольмеки, как представители самой ранней развитой цивилизации нового света становятся излюбленной жертвой у сторонников заговора и альтернативной истории[66]. Как правило это идея того, что цивилизация ольмеков была основана переселенцами из старого света. Некоторые историки называют это формой расизма, который укрепляет необоснованный стереотип о неспособности индейцев создавать собственные цивилизации без «постороннего вмешательства»[67]. Учёные и историки, специализирующиеся на истории мезоамерики единодушны в утверждении, что ольмекская цивилизация зародилась в центральной америке под влиянием существовавших в то время местных культур и без какого либо влияния извне[68][69].

Так как для массивных голов типичны толстые губы и широкие носы — отличительная особенность негроидной расы, некоторые археологи в XIX веке выдвинули теорию, что ольмеки были представителями африканской расы, мигрировавших в новый свет, однако эта теория признана маргинальной. Сегодня её поддерживают афроцентристы, чёрные националисты и сторонники теорий заговора[70][71]. Особенности черт лица объясняются небольшим пространством на базальтовых валунах, другие археологи отмечают, что глаза на головах имеют часто эпикантическую складку, характерную для современных индейцев центральной америки. Вдобавок многие современные индейцы Мексики и Гватемалы также могут иметь широкие носы и губы и в целом обладать чертами, типичными для массивных голов. Такая внешность также скорее всего отражала идеал красоты, принятый у ольмеков, аналогично, как у древних майя красивым считалось иметь длинный орлиный нос[72]. Несостоятельность теории об африканском происхождении ольмеков подтверждает полное отсутствие каких либо африканских генетических следов у индейцев центральной Америки, оставленных в доколумбовую эпоху[73]. Учёные сумели извлечь ДНК из нескольких останков из ольмекских захоронений, показавших, что они являлись коренными жителями для центральноамериканского региона[74][75].

Тем не менее несмотря на вышеописанные опровержения, «африканская теория» глубоко укоренилась среди народных масс, выступая частью современной мифологии[76]. Часто сторонники африканских ольмеков также являются и сторонниками теории древнеегипетской цивилизации, как чёрной и могут продвигать теорию того, что переселенцы из «чёрного Египта» могли сформировать самую первую цивилизацию в новом свете. Однако и эти теории не нашли каких либо научных подтверждений и признаны антиисторическими, маргинальными[77][78].

Некоторые китайские историки и общественные деятели продвигают теорию, что культура ольмеков была основана колонистами из древнего Китая эпохи династии Шан[79]. Сторонники этой теории указывают на явное внешнее сходство ольмекских и китайских изделий времён бронзового века[80][81]. Тем не менее в пользу этой теории не было выдвинуто никаких существенных доказательств, поэтому она также признана маргинальной, схожесть артефактов заметна лишь при поверхностном изучении[82]. Мормоны продвигают теорию, что ольмекская цивилизация была основана иаредийцами — древним народом, жившим во времена ветхого завета, описавнным в книге Ефера. Они якобы покинули старый свет, поделившись с индейцами знаниями культур старого мира[83][84].

Религия

Монумент из Ла Венты (1200 — 400 г.д.э), самое раннее известное изображение пернатого змея, который будет играть важную роль в мифологии поздних культур центральной Америки.

Религиозные обязанности исполняли правители и жрецы. Правители судя по всему выступали наиболее важными религиозными фигурами, ольмеки верили в их сверхъестественную связь с богами, в свою очередь правители таким образом подтверждали легитимность своей власти[85].

Поскольку мифология ольмеков не оставила за собой документов, сопоставимых с Пополь-Вухом из мифологии майя, она по-прежнему остаётся загадкой для историков и археологов, которым приходится прибегать к вольным интерпретациям на основе сохранившихся монументальных памятников и сопоставления с мифологией других более мезоамериканских цивилизаций[86]. На основе ранних археологических находок, было выдвинуто предположение, что особую роль в религии ольмеков играл бог-ягуар, тем не менее поздние находки подтверждали, что пантеон включал в себя и другие божества. Проблема в том, что данные о пантеоне основываются на единичных находках и нынешние знания о мифологии тольтеков находится в зачаточном состоянии в сравнение например с мифологией поздних мезоамериканских цивилизаций.[87]. Другая проблема связана с тем, что из-за нехватки данных, археологи не могут определить, изображено ли перед ними божество, сверхъестественное животное или чудовище[88]. На данный момент учёные выявили шесть божеств, сопоставляя их с божествами поздних мезоамериканских культур, они сумели определить, какую роль играли некоторые из этих божеств. Например ольмеки почитали бога кукурузы[89], бога дождя и грома, являющегося по совместительству ягуаром-оборотнем[90], хотя последнее утверждение оспаривается некоторыми учёными и предполагается, что это два разных бога[91], далее известен широкоглазый бог[92], божество с акульей головой[93], особенный интерес представляет пернатый змей — важное божество во многих поздних мезоамериканских культурах, например у ацтеков он почитался, как Кетцалькоатль, а у майя — как Кукулькан. Тем не менее неизвестно, какую роль он играл у ольмеков, выступал ли он центральным божеством[94].

Несмотря на недостаток имеющихся данных, во многих божественных пантеонах поздних мезоамериканских культур, например у майя и ацтеков прослеживается явная преемственность у ольмекского божественного пантеона. Например ацтекский бог Тескатлипока также является ягуаром-оборотнем и вполне вероятно его прообраз преемственен ольмекскому божеству-ягуару[95], которого после падения ольмеков продолжали почитать преемственные культуры центральной Америки и которого в какой то момент приняли предки ацтеков в ипостаси Тескатлипоки[96].

Социальная и политическая организация

Мало что известно об общественной или политической структуре общества ольмеков. Массивные головы судя по всему изображали ольмекских правителей, однако такую традицию не практиковали поздние цивилизации центральной Америки[97].

На основе изученных памятников, археологи пришли к выводу, что государство ольмеков было явно централизованным со столицей в Сан-Лоренцо, а затем в Ла-Венте. Никакие другие археологические памятники не способны сравниться по своей масштабности с двумя этими регионами, не по площади, не по количеству найденных элементов архитектуры и скульптуры[98].

Явная централизация по географическому и демографическому признаку предполагает и то, что само общество ольмеков было иерархическим с культурными центрами сначала в Сан-Лоренцо, а затем в Ла-Венте, где обитала знать, имевшая контроль над водой и власть создавать монументальные сооружения. Это позволяло им осуществлять командование и удерживать свою власть[99]. Тем не менее считается, что ольмеки не обладали столь развитыми общественными институтами, как поздние культуры мезоамерики, например у них вероятно отсутствовала каста жрецов и постоянная армия[100]. Нет каких либо свидетельств, что знать в Сан-Лоренцо или Ла-Венте даже в период своего расцвета напрямую удерживала власть над крестьянскими поселениями[101]. Ла Вента скорее всего не контролировала даже Арройо Сонсо, располагавшеюся всего лишь на расстоянии в 35 километров[102]. Исследования древних тольтекских поселений в радиусе 60 километров от Сьерра-де-лос-Тусшлас показали, что его населяли эгалитарные сообщества в большей или меньшей степени, но они не были подконтрольны некоему государственному центру[103].

Питание и жизнь простолюдин

Несмотря на то, что Сан-Лоренцо и Ла-Венте представляли собой центр культуры ольмеков, которым подражали другие индейские цивилизации[104], подавляющее большинство ольмеков — это крестьяне-земледельцы, живущие в поселениях. Даже в наши дни многие индейцы — предположительные потомки ольмеков в мексиканских штатах Табаско и Веракруз продолжают вести сельский образ жизни, схожий с тем, что был у их предков тысячи лет назад[105].

Поселения ольмеков располагались на возвышенностях и состояли из разрозненных домов. Более крупные поселения мог венчать небольшой храм. Семейное хозяйство состояло из дома, примыкающего к нему навеса и одной или несколькими ямами для хранения — погребами. Прилегающий сад использовался для выращивания лекарственных, кухонных трав и мелких культур, например одомашненный подсолнечник. Вероятно поблизости также выращивали фруктовые деревья, например авокадо или какао.

Хотя ольмеки выращивали сельскохозяйственные культуры у берегов рек, в периоды наводнений крестьяне возможно практиковали подсечно-огневое земледелие, чтобы расчистить новые поля для земледелия от деревьев и кустарников, в ситуации, когда старые поля оказывались непригодными для выращивания растительных культур[106]. Поля располагались за пределами деревень и использовались для выращивания кукурузы, бобов, кабачков, маниоки и сладкого картофеля. Основываясь на археологических исследованиях нескольких поселений в районе Туштлас, учёные выяснили, что диета у ольмеков была весьма разнообразна, хотя кукуруза со временем стала играть всё более значимую роль[107].

Основная диета ольмеков состояла из овощей, фруктов, туда также добавлялись мясные продуктырыба, черепахи, змеи, моллюски из близлежащих рек, а также крабы и моллюски из прибрежных районов. Также ольмеки могли питаться птицами и другой дичью, например пекариевыми, опоссумами, енотами, кроликами и олениной[108]. Несмотря на широкий выбор для охоты и рыбалки, исследования человеческих отходов времён ольмеков в Сан-Лоренцо показал, что домашняя собака выступала излюбленным источником белковой пищи[109].

Иллюстрации

Маски ольмеков

См. также

Примечания

  1. Б. Байер, У. Бирштайн и др. История человечества 2002 ISBN 5-17-012785-5
  2. Malmström, Vincent H. The Maya Inheritance (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 сентября 2014. Архивировано 23 сентября 2015 года.
  3. Diehl, Richard A.[англ.]. The Olmecs: America's First Civilization (неопр.). — London: Thames and Hudson[англ.], 2004. — С. 9—25. — ISBN 0-500-28503-9.
  4. Смотри Pool (2007) p. 2. Хотя большинство учёных считает, что культура ольмеков заложила основы последующих цивилизаций, есть существенные разногласия по поводу масштабов ольмекского влияния, а также того, что именно следует называть культурой ольмеков. Смотри об этом здесь: «Olmec influences on Mesoamerican cultures Архивная копия от 15 января 2015 на Wayback Machine».
  5. Смотри, например, Diehl, p. 11.
  6. Olmecas (n.d.). Think Quest. Retrieved September 20, 2012, from link Архивировано 24 октября 2012 года.
  7. Coe (1968) p. 42
  8. Rubber Processing Архивная копия от 19 декабря 2005 на Wayback Machine, MIT.
  9. Diehl, p. 14.
  10. American Anthropologist, v. 69, p. 404.
  11. Dates from Pool, p. 1.
  12. Richard A Diehl, 2004, The Olmecs – America's First Civilization London: Thames & Hudson, pp. 25, 27.
  13. Diehl, 2004: pp. 23–24.
  14. Beck, Roger B. World History: Patterns of Interaction / Roger B. Beck, Linda Black, Larry S. Krieger … [и др.]. — Evanston, IL : McDougal Littell, 1999. — ISBN 0-395-87274-X.
  15. Pool, pp. 26–27
  16. Pool, p. 151.
  17. Diehl, p. 132, or Pool, p. 150.
  18. 18,0 18,1 Pool, p. 103.
  19. Evans, Susan Toby. Archaeology of Ancient Mexico and Central America: An Encyclopedia / Susan Toby Evans, David L. Webster. — Taylor & Francis, 2000. — P. 315. — ISBN 978-1-136-80185-3. Архивная копия от 28 декабря 2021 на Wayback Machine
  20. Diehl, p. 9.
  21. Coe (1967), p. 72.
  22. Pool, p. 135. Diehl, pp. 58–59, 82.
  23. Diehl, p. 9. Pool gives dates 1000 BCE – 400 BCE for La Venta.
  24. Pool, p. 157.
  25. Pool, p. 161–162.
  26. Diehl, p. 82. Nagy, p. 270
  27. Quote and analysis from Diehl, p. 82, echoed in other works such as Pool.
  28. Vanderwarker (2006) pp. 50–51
  29. 29,0 29,1 Coe (2002), p. 62.
  30. Coe (2002), p. 88 and others.
  31. Pool, p. 105.
  32. Pool, p. 106. Diehl, pp. 109–115.
  33. Diehl, p. 111.
  34. Pool, p. 118; Diehl, p. 112. Coe (2002), p. 69
  35. Pool, p. 107.
  36. 36,0 36,1 36,2 36,3 Miller, Mary Ellen. "The Art of Mesoamerica From Olmec to Aztec." Thames & Hudson; 4th edition (20 October 2006).
  37. Grove, p. 55.
  38. Scarre. Pool, p. 129.
  39. Diehl, p. 119.
  40. Milliken, William M. "Pre-Columbian Jade and Hard Stone." The Bulletin of the Cleveland Museum of Art 36, no. 4 (April 1949): 53–55. Accessed 17 March 2018.
  41. "University of East Anglia collections", Artworld
  42. 42,0 42,1 The British Museum. "Olmec Stone Mask." Smarthistory.com Архивная копия от 28 декабря 2021 на Wayback Machine.
  43. See Pool, pp. 179–242; Diehl, pp. 126–151.
  44. Stefan Lovgren, Ancient City Found in Mexico; Shows Olmec Influence. Архивная копия от 30 июля 2018 на Wayback Machine National Geographic News, 26 January 2007
  45. For example, Diehl, p. 170 or Pool, p. 54.
  46. Flannery et al. (2005) hint that Olmec iconography was first developed in the Tlatilco culture.
  47. See for example Reilly; Stevens (2007); Rose (2007). For a full discussion, see Olmec influences on Mesoamerican cultures.
  48. Coe, p. 62.
  49. Caso (1942), p. 46.
  50. Olmec heartland". Reilly, p. 370.
  51. Covarrubias, p. 27.
  52. See Pohl et al. (2002).
  53. Writing May Be Oldest in Western Hemisphere. (15 September 2006). Архивировано 27 июля 2018 года. Дата обращения 28 декабря 2021. «A stone slab bearing 3,000-year-old writing previously unknown to scholars has been found in the Mexican state of Veracruz, and archaeologists say it is an example of the oldest script ever discovered in the Americas.».
  54. 'Oldest' New World writing found, BBC (14 September 2006). Архивировано 3 апреля 2008 года. Дата обращения 28 декабря 2021. «Ancient civilisations in Mexico developed a writing system as early as 900 BC, new evidence suggests.».
  55. Oldest Writing in the New World. Архивировано 30 марта 2008 года. Дата обращения 28 декабря 2021.
  56. Bruhns, et al.
  57. "Mesoamerican Long Count calendar & invention of the zero concept" section cited to Diehl, p. 186.
  58. Haughton, p. 153.
  59. Miller and Taube (1993) p. 42. Pool, p. 295.
  60. See Filloy Nadal, p. 27
  61. Campbell & Kaufman (1976), pp. 80–89
  62. Campbell & Kaufman (1976), pp. 80–89.
  63. Wichmann (1995).
  64. 64,0 64,1 Wichmann, Beliaev & Davletshin, (in press Sep 2008).
  65. See Pool, p. 6, or Diehl, p. 85.
  66. See Grove (1976) or Ortiz de Montellano (1997).
  67. Robbing Native American Cultures: Van Sertima's Afrocentricity and the Olmecs an article from Current Anthropology.
  68. Taube, p. 17. "There simply is no material evidence of any Pre-Hispanic contact between the Old World and Mesoamerica before the arrival of the Spanish in the sixteenth century."
  69. Diehl (2004); Coe (1968).
  70. Wiercinski, A. (1972). "Inter-and Intrapopulational Racial Differentiation of Tlatilco, Cerro de Las Mesas, Teothuacan, Monte Alban and Yucatan Maya," XXXIX Congreso Intern. de Americanistas, Lima 1970, 1, 231–252.
  71. Karl Taube, for one, says "There simply is no material evidence of any Pre-Hispanic contact between the Old World and Mesoamerica before the arrival of the Spanish in the sixteenth century.", p. 17.
    • Davis, N. Voyagers to the New World, University of New Mexico Press, 1979 ISBN 0-8263-0880-5
    • Williams, S. Fantastic Archaeology, University of Pennsylvania Press, 1991 ISBN 0-8122-1312-2
    • Feder, K.L. Frauds, Myths, and Mysteries. Science and Pseudoscience in Archaeology 3rd ed., Trade Mayfield ISBN 0-7674-0459-9
  72. Mexico South, Covarrubias, 1946
  73. Ortiz de Montellano, et al. 1997, p. 217
  74. Genetic Affiliation of Pre-Hispanic and Contemporary Mayas Through Maternal Linage (Ochoa-Lugo 2016) [1] Архивная копия от 30 декабря 2021 на Wayback Machine
  75. Villamar Becerril Enrique, “Estudios de ADN y el origen de los olmecas”, Arqueología Mexicana, núm. 150, pp. 40-41.(2019)[2] Архивная копия от 27 февраля 2021 на Wayback Machine
  76. OLMEC COLOSSAL HEADS ARE OF MESOAMERICAN AND NON-AFRICAN ORIGIN (англ.). Amandala Newspaper (11 сентября 2021). Дата обращения: 30 декабря 2021. Архивировано 25 января 2022 года.
  77. Haslip-Viera, Gabriel: Bernard Ortiz de Montellano; Warren Barbour Source "Robbing Native American Cultures: Van Sertima's Afrocentricity and the Olmecs," Current Anthropology, 38 (3), (Tun., 1997), pp. 419–441
  78. Diehl, Richard A. The Olmecs: America's First Civilization. — London : Thames and Hudson, 2004. — P. 112. — ISBN 0-500-28503-9.
  79. This theory is mentioned in the history book The Rise of the West: A History of the Human Community (1963) by William H. McNeill
  80. Xu, Mike Transpacific Contacts?. Дата обращения: 15 декабря 2015. Архивировано 2 августа 2001 года.
  81. Xu, Mike. The Origin. — University of Central Oklahoma Press, 1996. — P. 52. — ISBN 978-0964869424.
  82. See for example Grove (1976).
  83. Roger G. Kennedy, Hidden Cities: The Discovery and Loss of Ancient North American Civilization, 1994, pp. 228-231; Robert Silverberg, "and the mound-builders vanished from the earth",American Heritage Magazine, June 1969, Volume 20, Issue 4
  84. Coon, W. Vincent, Choice Above All Other Lands – Book of Mormon Covenant Lands According to the Best Sources, Ch. 4, "Unsigned Articles and a Popular Book", pp. 64–104
  85. Diehl, p. 106. See also J. E. Clark, p. 343.
  86. Diehl, pp. 103–104.
  87. Miller & Taube, p. 126.
  88. See Joralemon (1996), p. 54.
  89. Coe (1972), p. 3.
  90. Pool, p. 117
  91. Joralemon, pp. 56.
  92. Joralemon (1996), p. 56.
  93. Arnold, p. 10.
  94. Joralemon (1996), p. 58
  95. Coe (1989), p. 71
  96. Miller & Taube (p. 126)
  97. See, for example, Cyphers (1996), p. 156.
  98. See Santley, et al., p.4.
  99. See Cyphers (1999) for a more detailed discussion.
  100. Serra Puche et al., p. 36.
  101. Pool, p. 20.
  102. Pool, p. 164.
  103. Pool, p. 175.
  104. Chiapa de Corzo Archaeological Project. Brigham Young University. Дата обращения: 18 марта 2012. Архивировано 13 августа 2011 года.
  105. Diehl (2004), Davies, and Pope et al.
  106. Pohl.
  107. VanDerwarker, p. 195, and Lawler, Archaeology (2007), p. 23, quoting VanDerwarker.
  108. VanDerwarker, pp. 141–144.
  109. Davies, p. 39.

Ссылки