Оливерос, Полина

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Полина Оливерос
Основная информация
Полное имя англ. Pauline Oliveros
Место рождения Хьюстон, США
Страна  США
Профессии музыкант, композитор
Инструменты аккордеон
Коллективы Deep Listening Band
Сайт paulineoliveros.us

Полина Оливерос (англ. Pauline Oliveros; 30 мая 1932, Хьюстон25 ноября 2016, Нью-Йорк) — американская аккордеонистка и композитор.

Училась на музыкальном факультете Хьюстонского и Калифорнийского университетов. С начала 1960-х гг. активная участница экспериментов по расширению возможностей электронной музыки, проходивших в Сан-Францисском центре музыкальных записей (англ. San Francisco Tape Music Center). В 1962 г. Оливерос стала лауреатом международного конкурса молодых композиторов Gaudeamus (Нидерланды).

С конца 1980-х гг. наиболее заметная часть музыкальной активности Оливерос проходит в рамках основанного ею музыкального коллектива «Deep Listening Band», занимающегося музицированием и записью музыки в пространствах с усиленным резонансом (пещерах, гигантских цистернах и т. п.).

Ранние годы

Окончила музыкальный факультет Ребекки и Джона Мур (The Rebecca and John J. Moores School of Music) Хьюстонского университета и Калифорнийский университет в Сан-Франциско, где одним из её учителей был американский композитор Роберт Эриксон (англ. Robert Erickson). Была членом марширующего оркестра Хьюстонского университета, и одним из членов-основателей местного филиала почётной женской студенческой оркестровой общины Tau Beta Sigma.

Оливерос — одна из первых членов Центра Музыкальных Записей Сан-Франциско, который в 1960-х годах был важным источником электронной музыки на западном побережье США. Позже Центр был перенесён в колледж Миллз, а Оливерос стала его первым директором. Ныне — Центр Современной Музыки. В своих выступлениях и записях Оливерос много импровизирует с помощью Расширенной Инструментальной Системы (англ. Expanded Instrument System) — разработанной ею электронной звукообрабатывающей системой.

Калифорнийский университет, Сан-Диего

В 1967 году Оливерос покинула Миллз, чтобы занять должность на факультете музыкального отделения в Калифорнийском университете в Сан-Диего. Там Оливерос познакомилась с теоретическим физиком и мастером карате Лестером Ингбером, с которым она сотрудничала в определении процессов, относящихся к вниманию, применительно к слушанию музыки. Также Оливерос занималась карате под руководством Ингбера и получила чёрный пояс. В 1973 году Оливерос руководила исследованиями в новом Центре Музыкального Экспериментирования при университете. Она занимала должность директора центра с 1976 по 1979 г. В 1981 году, чтобы избежать сужения круга творческих интересов, она отказалась от постоянной должности в калифорнийском университете и переехала в северную часть Нью-Йорка, чтобы стать независимым композитором, артистом и консультантом.

Deep Listening

Оливерос ввела в обиход термин Deep Listening (Глубокое Слушание) в 1991 году, и, по аналогии с этим термином, дала название своей группе — The Deep Listening Band и методике Глубокого Слушания (Deep Listening program), которой обучают в Институте Глубокого Слушания (англ. Deep Listening Institute, Ltd.) (изначально — Фонд Полины Оливерос, основан в 1985 г.). В программу курса Глубокого Слушания включены: ежегодные ретриты в Европе и США — в штате Нью-Мексико и в пригороде на севере Нью-Йорка, образовательные и сертификационные программы. Ретриты посвящены раскрытию творческих способностей через активное слушание звуков окружающей среды и медитативной музыки, написанной преподавателями института Глубокого Слушания. The Deep Listening Band, участниками которой являются Оливерос, Дэвид Гэмпер и Стюарт Демпстер, специализируется на исполнении и записи музыки в пространствах с усиленным резонансом, таких как пещеры, соборы и подземные водохранилища или цистерны. Группа сотрудничала с Элен Фулман (англ. Ellen Fullman) — изобретателем инструмента Длинные струны (англ. long string instrument), который представляет собой резонатор с перпендикулярно воткнутыми в него струнами, длина которых варьируется от 16 до 60 метров; а также с бесчисленным множеством других музыкантов, танцоров и исполнителей.

Акустическая осознанность

Музыковед Хайди фон Гунден (1983, стр. 105—107) описывает новую музыкальную теорию, развитую Оливерос в предисловии к её «Акустическим Медитациям» (англ. Sonic Meditations) и других статьях, называя её «акустической осознанностью». Акустическая осознанность — это способность сознательно концентрировать внимание на музыкальных звуках и звуках окружающей среды, требующая постоянной готовности и склонности к непрерывному слушанию.

Эту теорию можно сравнить с концепцией визуальной осознанности английского художника и писателя Джона Бергера (англ. John Berger), описанной в его книге «Способы видения» (англ. Ways of Seeing). «Акустическая осознанность представляет собой синтез психологии сознания, физиологии боевых искусств и социологии феминистического движения». Акустическая осознанность описывает два способа обработки информации: фокусное внимание и всеобъемлющее внимание — им соответствуют графические изображения точки и круга, которые Оливерос в указанном порядке использует при создании своих произведений. Позже изображение мандалы было преобразовано и расширено: мандала была поделена на четыре части, которые символизировали активное извлечение звука, воображение звука, слушание существующего звука и запоминание услышанного звука. Эта модель использовалась при создании «Акустических медитаций» (англ. Sonic Meditations).

Применение этой теории на практике позволяет создавать «сложные акустические массы, имеющие сильный тональный центр», — фокусное внимание создаёт тональность, а всеобъемлющее внимание создает звуковую массу, меняющийся тембр, атаку, длительность, мощь и иногда высоту тона. На практике эта теория так же порождает нетрадиционные для представлений продолжительность и место, когда для прослушивания необходимо много часов, или оно должно происходить при определённых условиях.

Эта теория пропагандирует идею легко извлекаемых звуков, таких как вокальные, и «говорит, что музыка должна быть доступна всем и везде».

Композитор, учитель, автор

В 1994 году Оливерос получила грант от Фонда Современного Искусства.

Преподавала в Политехническом институте Ренсселера и колледже Миллз.

Оливерос — автор четырёх книг, Initiation Dream, Software for People, The Roots of the Moment, и Deep Listening: A Composer’s Sound Practice. Недавно она написала главу для Sound Unbound: Sampling Digital Music and Culture (The MIT Press, 2008), под редакцией Пола Д. Миллера, он же — DJ Spooky.

В 2009 году получила награду Уильяма Шумана от Школы Искусств Колумбийского Университета.

Примечания

Литература

  • Von Gunden, Heidi. The Music of Pauline Oliveros. — Metuchen: Scarecrow Press, 1983. ISBN 0-8108-1600-8.

Ссылки