Окунь, Эдвард

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Эдвард Окунь
Гражданство  Царство Польское  Российская империя
 Польша
Жанр живопись
Учёба Варшавский Класс Рисования, школа изобразительных искусств в Кракове, Мюнхенская Академия изобразительных искусств, Париж
Стиль модерн, символизм

Эдвард Окунь (польск. Edward Okuń; 21 сентября 1872, Зежень (в то время пригород Варшавы, ныне в черте города) — 17 января 1945, Скерневице) — польский художник, рисовальщик, иллюстратор.

Биография

Представитель польского дворянского рода герба Белина. Получил прекрасную профессиональную подготовку в области изобразительного искусства. В 1890—1891 г. обучался рисунку и живописи в варшавском Классе рисования В. Герсона, затем в 1891—1893 — в Школе изобразительных искусств в Кракове (ныне Академия изобразительных искусств (Краков)) под руководством Исидора Яблонскогo и Яна Матейко, продолжил совершенствоваться в академии Мюнхена (1893) и в Париже (1894). Затем вернулся в Мюнхен. С 1898 года более 20 лет провёл в Риме.

В 1925—1930 г. — профессор Школы изящных искусств им. Герсона в Варшаве, в 1933—1934 — был её директором.

Член Товарищества польских художников «Искусство» (Sztuka).

16 декабря 1922 г. был свидетелем убийства на художественной выставке в Варшаве первого президента Польши Г. Нарутовича. Вместе с одним из адъютантов президента задержал убийцу Элигиуша Невядомского, критика-модерниста и художника.

Во время Второй мировой войны жил в Варшаве. После Варшавского восстания переехал в Скерневице, где в январе 1945 года был убит случайной пулей на улице.

Творчество

Э. Окунь — представитель польского модерна и символизма, автор многих портретов, идиллических пейзажей с элементами фантастичности, с доминирующим чувством декоративности и внимания к колористике. Сначала он писал реалистические композиции.

В отдельных случаях он сам изготавливал резные рамы для своих картин.

Избранные картины

  • Портрет жены с зонтиком (1897),
  • Портрет Мицкевича (1899)
  • Автопортрет с женой (1900),
  • Сон Паганини (1900),
  • Рыцарь и русалка (1900—1910),
  • Легенда (1900—1910),
  • Борьба Добра и Зла (ок. 1900),
  • Плач Иеремии (1906—1907),
  • Мы и война (1917—1923),
  • Иуда (1901) и др.

В области иллюстрации изготовил проекты обложек литературно-художественного журнала «Chimera» («Химера»), который редактировал З. Пшесмыцкий и баварского иллюстрированного сатирического и общественно-политического еженедельника «Jugend», автор многочисленных виньеток, плакатов, декоративных рисунков в польских журналах «Tygodnik Ilustrowany», «Świat», «Sfinksa» и др.

Ссылки