Одни (фильм)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Одни
Жанр экранизация
Режиссёр Леонид Головня,
Александр Сурин
Автор
сценария
Василий Шукшин, по своему рассказу «Одни»
Оператор Михаил Коропцов,
Михаил Суслов
Композитор Алексей Муравлёв
Кинокомпания Мосфильм
Длительность 44 мин.
Страна  СССР
Год 1966

«Одни» — советский короткометражный фильм 1966 года по одноимённому рассказу Василия Шукшина.

Сюжет

Антип и Марфа прожили в браке сорок лет. Из их 12 детей подняли шестеро погибли на войне. Они живут однию Марфа — строгая, хозяйственная женщина, Антип — колхозный шорник, изредка берущий в руки балалайку, единственный предмет ревности Марфы.

В ролях

В эпизодах: Е. Вольская (жена Устина), А. Заботин, И. Заботин, И. Косых, В. Трифонов, Н. Юдин (возница), Г. Шаповалов.

Музыкальный консультант фильма и исполнитель на балалайке — балалаечник-виртуоз Михаил Рожков.

О фильме

Фильм является дипломной ВГИКовской работой двух выпускников режиссёрского факультета Леонида Головни и Александра Сурина, художественный руководитель — Ефим Дзиган.

Объектом исследований стала природа человеческой личности. Готовясь к дипломной работе вместе со своим другом, тоже выпускником режиссёрского факультета Александром Суриным, Леонид обсуждал замысел будущего фильма. Хотелось, чтобы это был глубоко национальный кинорассказ о прекрасной и щедрой душе, о широте и сложности русского характера. Нашли великолепную основу для сценария — рассказ молодого писателя Василия Шукшина.

Фильм снят по одноимённому рассказу Василия Шукшина, впервые опубликованном в журнале «Новый мир» (№ 2, 1963), и в том же году вошедший в первый сборник его рассказов «Сельские жители», вышедший в московском издательстве «Молодая гвардия», рассказ «Одни» является центральным рассказом сборника[1].

Cценарий написан самим Шукшиным в 1965 году, писатель переработал текст для кинематографа и дополнил некоторыми новыми сценами, например, эпизодом с пленными японцами, занятыми на строительстве домов и дорог, по мнению литературоведов таким образом им был установлен локальный маркер характерных реалий послевоенного Алтая — малой родины Шукшина[2].

Эта первая экранизация произведений Василия Шукшина, и одна из трёх ему прижизненных, наряду с фильмами «Конец Любавиных» (1971) и «Сапожки» (1972), не считая снятых им самим фильмов и снятого по его сценарию фильма «Пришёл солдат с фронта» (1971)[3].

Актриса Мария Виноградова говорила, что Шукшин приходил смотреть отснятый материал, и сказал, что ему понравилась её работа, и позже взял её на роль в фильме «Калина красная»[4].

Примечания

  1. В. М. Шукшин — жизнь и творчество: тезисы докладов IV Всероссийской научно-практической конференции, 13-15 марта 1997 г. — Алтайский гос. унив., 1997. — 169 с. — стр. 65
  2. Марьин Дмитрий - Девятитомный Шукшин Архивная копия от 20 октября 2020 на Wayback Machine // Сибирские огни, № 6, 2014
  3. Виктор Филимонов - Шукшин. Люди поля. Проза Василия Шукшина на экране, в диалоге и споре Архивная копия от 29 сентября 2020 на Wayback Machine // Культпросвет, 10 января 2018
  4. Эпизодники / Сергей В. Капков. — М.: Эксмо, 2005. — 346 с. — стр. 86

Ссылки

  • Одни // Советские художественные фильмы: 1966—1967. — М.: Нива России, 1995. — стр. 78
  • Одни // Показывает «Мосфильм»/ Московская киностудия «Мосфильм». — М.: Искусство, 1967. — 115 с. — стр. 76
  • Одни // Василий Шукшин — жизнь в кино. — Гос. музей истории литературы, искусства и культуры Алтая, 2009—350 с.