Одалиска
Одали́ска (фр. odalisque от осман. اوداليق[1] — «комнатная девушка»)[2] — прислужница в османском гареме. На Западе одалиски воспринимались как наложницы или сексуальные рабыни, хотя в большинстве случаев они были лишь обычными горничными и служанками.
Этимология
С османско-турецкого языка «одалиска» дословно переводится как «комнатная девушка»[2]: от осман. اودا — комната[3]. Означает рабыню или прислужницу в гареме. В европейских романах из восточной жизни (вследствие неправильного понимания турецкого слова) — обитательница гарема, наложница[4]. В XVIII веке термин употребляется для обозначения эротического жанра в живописи, где изображена лежащая на боку обнажённая восточная женщина[3]. Словом «одалиска» в русском языке иногда называли наложницу из крепостных девушек[5].
История
Одалиски, в отличие от их стереотипных изображений в европейском искусстве, носили во дворце одежду, подобную той, что предназначалась для мужской прислуги. Условия жизни в гареме были строгими и не имели ничего общего с борделями[6]. Одалиски находились на низшей ступени социальной иерархии дворца. Они прислуживали не мужчинам, а госпожам — жёнам, родственницам и матери султана. При наличии у одалиски особых талантов в пении, танцах или внешней красоте её могли взять на обучение для роли наложницы. Благосклонность султана могла повысить статус одалиски, а его личная симпатия и любовь — даже поднять до статуса жены и консорта.
В искусстве
Образ одалисок привлекал воображение западных художников-ориенталистов XIX века. Эти художники, не видевшие не то что дворца султана, а зачастую даже не бывавшие в Османской империи, изображали картины, нарисованные их воображением. Одалиски обычно изображались молодыми, прекрасными полуобнажёнными женщинами в восточных одеждах и интерьерах. На изображениях они либо возлежали на подушках на фоне ковров и кальяна, либо исполняли танец живота перед своим господином.
-
Жан Энгр — Большая одалиска (1814)
-
Мариа Фортуни — Одалиска (1861)
-
Францишек Жмурко — По приказу падишаха (1881)
-
Игнас Спиридон (1848—1930) — Одалиска
-
Франсуа Буше — Светловолосая одалиска (1751)
-
Жюль Лефевр — Одалиска (1874)
-
Жан Энгр — Одалиска и рабыня (ок. 1839)
-
Штефан Седлачек (1868—1936) — Восточная сцена из гарема (конец XIX — начало XX века)
-
Франческо Болессио[нем.] (1860—1923) — Одалиска
-
Густав Йонге — Послеобеденная сиеста (ок. 1870)
-
Спящая Одалиска (1745), Немецкий национальный музей в Нюрнберге
См. также
Примечания
- ↑ Drouin E. A. Dictionnaire comparé des langues française, italienne, espagnole, latine, allemande, anglaise, grecque, hébraïque et arabe, ramenées à leur unité primitive et naturelle. — Nigault de Prailauné, 1866. — P. 129. — 452 p.
- ↑ 2,0 2,1 Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский. Карманный словарь иностранных слов вошедших в состав русскаго языка, издаваемый Н. Кирилловым. — СПб.: В типографии Губернскаго правления, 1845. — С. 269. — 388 с. Архивная копия от 14 августа 2018 на Wayback Machine
- ↑ 3,0 3,1 DelPlato, Joan. Multiple Wives, Multiple Pleasures: Representing the Harem, 1800–1875. — Fairleigh Dickinson University Press, 2002. — С. 9. — ISBN 0838638805.
- ↑ Одалиска . Толковый словарь Ушакова (онлайн). ushakovdictionary.ru. Дата обращения: 14 августа 2018. Архивировано 14 августа 2018 года.
- ↑ Сергей Игнатьевич Бернштейн, А. Д. Григорьева. Словарь языка Пушкина: О-Р. — Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1959. — С. 83. — 1082 с. Архивная копия от 14 августа 2018 на Wayback Machine
- ↑ Necipoğlu, Gülru. Architecture, Ceremonial, and Power: The Topkapı Palace in the Fifteenth and Sixteenth Centuries. — Cambridge: MIT Press, 1991. — С. 180. — ISBN 0-262-14050-0.