Огюст Дюпен
Огюст Дюпен (англ. C. Auguste Dupin) — литературный персонаж, созданный известным американским писателем Эдгаром Алланом По. Дюпен представлен как умный детектив и сыщик, который раскрывает самые трудные загадки и преступления. Дюпен появляется в трёх рассказах: «Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже», и «Похищенное письмо»[1].
Описание
Автор кратко описывает жизнь Огюста Дюпена в начале рассказа «Убийство на улице Морг»:
Ещё молодой человек, потомок знатного и даже прославленного рода, он испытал превратности судьбы и оказался в обстоятельствах столь плачевных, что утратил всю свою природную энергию, ничего не добивался в жизни и меньше всего помышлял о возвращении прежнего богатства. Любезность кредиторов сохранила Дюпену небольшую часть отцовского наследства, и, живя на ренту и придерживаясь строжайшей экономии, он кое-как сводил концы с концами, равнодушный к приманкам жизни. Единственная роскошь, какую он себе позволял, — книги, — вполне доступна в Париже.
Внешний вид автор не описывает.
Персона Дюпена
Детектив и сыщик — это не профессия Дюпена. Он просто читает разные газеты, делает выводы и берётся за дело, иногда советуясь с полицейскими. Главное оружие героя — это его ум и интеллект, с помощью которых Дюпен раскрывает тяжёлые загадки, которые полицейские считают неразрешимыми. В рассказе «Убийство на улице Морг» Дюпен расследует такое преступление, которое полиция считала самым трудным, однако с помощью ума и фактов Дюпен узнаёт, что убийца двух женщин — орангутанг, что впоследствии подтверждается. В рассказе «Похищенное письмо» Дюпену удаётся узнать, где находится украденное письмо также с помощью логического мышления.
Метод Дюпена
По описывал метод Дюпена, использующего логические рассуждения, на примере игрока в карты: «Объём полученной информации заключается не столько в достоверности выводов, сколько в точности наблюдения»[2][3]. В рассказе присутствует сцена, в которой Дюпену удаётся узнать, о чём думал в тот момент рассказчик, основываясь на построенном ассоциативном ряде[4][5]. Впоследствии этот метод и будет использоваться им в расследовании преступления[6].
Данный метод подчёркивает важность чтения и письменного слова. Непосредственно из газетной статьи авторства Кювье (вероятно подразумевался французский зоолог Жорж Кювье) Дюпен получает информацию об орангутангах. Таким образом, в расследование вовлечён и сам читатель, самостоятельно ищущий ключи к разгадке в процессе чтения[7]. Также По уделяет особое внимание силе сказанного слова. Когда Дюпен расспрашивает матроса об убийствах, тот сам разыгрывает сцену собственной частичной смерти: «Лицо матроса побагровело, казалось, он борется с удушьем. Инстинктивно он вскочил и схватился за дубинку, но тут же рухнул на стул, дрожа всем телом, смертельно бледный»[8].
Место в литературе
Рассказ «Убийство на улице Морг», считается первым произведением в мировой литературе в жанре детектива[9], следовательно Огюст Дюпен — первый литературный сыщик, за которым последовали многие другие знаменитые литературные детективы: Шерлок Холмс, Эркюль Пуаро, мисс Марпл, отец Браун, комиссар Мегрэ и т. д. Причём, некоторые из них, например, Холмс[10] и Пуаро[11] созданы при использовании некоторых приёмов из рассказов По.
В «Этюде в багровых тонах» Холмс возражает Ватсону, сравнивающему его с Дюпеном[12].
Примечания
- ↑ Хулио Кортасар. Жизнь Эдгара По . Журнальный зал. — Опубликовано в журнале «Иностранная литература» 1999, №3. Дата обращения: 6 января 2012. Архивировано 23 марта 2012 года.
- ↑ Poe, 1927, p. 79.
- ↑ Harrowitz, 1984, p. 186—187.
- ↑ Poe, 1927, p. 82—83.
- ↑ Harrowitz, 1984, p. 187—192.
- ↑ Злобин, 1980, с. 10—11.
- ↑ Thomas, 2002, p. 133—134.
- ↑ Kennedy, 1987, p. 120.
- ↑ Silverman, Kenneth[англ.]. Edgar A. Poe: Mournful and Never-Ending Remembrance (англ.). — Paperback. — New York: Harper Perennial[англ.], 1991. — ISBN 0-06-092331-8.
- ↑ Анна Старобинец. 10 сумасшедших, которые нас заразили . Русский репортер №8 (38) (5 марта 2008). Дата обращения: 9 января 2012. Архивировано 23 марта 2012 года.
- ↑ «Золотой жук», «Убийство на улице Морг», «Черный кот». Рассказы Эдгара По (недоступная ссылка). «Радио России». radiorus.ru. Дата обращения: 6 января 2012. Архивировано 17 апреля 2013 года.
- ↑ Doyle A. C. Chapter 2. The science of deduction Архивная копия от 28 января 2012 на Wayback Machine//A Study in Scarlet (англ.)
Литература
- На русском языке
- Злобин Г. П. Эдгар Аллан По — романик и рационалист // Эдгар По. Рассказы. — М.: Художественная литература, 1980. — С. 9—11.
- На английском языке
- Kennedy, J. Gerald. Poe, Death, and the Life of Writing. — New Haven: Yale University Press, 1987. — ISBN 978-0300037739.
- Harrowitz, Nancy. The Body of the Detective Model: Charles S. Peirce and Edgar Allan Poe // The Sign of Three: Dupin, Holmes, Peirce / Umberto Eco, Thomas Sebeok. — Bloomington, IN: History Workshop, Indiana University Press, 1984. — P. 179-197. — ISBN 978-0253352354.Harrowitz discusses Dupin’s method in the light of Charles Sanders Peirce’s logic of making good guesses or abductive reasoning.
- Poe, Edgar Allan. Collected Works of Edgar Allan Poe / Walter J. Black. — New York, 1927.
- Thomas, Peter. Poe's Dupin and the Power of Detection // The Cambridge Companion to Edgar Allan Poe. — Cambridge University Press, 2002. — 290 p. — ISBN 9780521797276.