Огюст Дюпен

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Иллюстрация из эссе Жюля Верна «Эдгар По и его сочинения», 1862 год

Огюст Дюпен (англ. C. Auguste Dupin) — литературный персонаж, созданный известным американским писателем Эдгаром Алланом По. Дюпен представлен как умный детектив и сыщик, который раскрывает самые трудные загадки и преступления. Дюпен появляется в трёх рассказах: «Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже», и «Похищенное письмо»[1].

Описание

Автор кратко описывает жизнь Огюста Дюпена в начале рассказа «Убийство на улице Морг»:

Ещё молодой человек, потомок знатного и даже прославленного рода, он испытал превратности судьбы и оказался в обстоятельствах столь плачевных, что утратил всю свою природную энергию, ничего не добивался в жизни и меньше всего помышлял о возвращении прежнего богатства. Любезность кредиторов сохранила Дюпену небольшую часть отцовского наследства, и, живя на ренту и придерживаясь строжайшей экономии, он кое-как сводил концы с концами, равнодушный к приманкам жизни. Единственная роскошь, какую он себе позволял, — книги, — вполне доступна в Париже.

Внешний вид автор не описывает.

Персона Дюпена

Иллюстрация к рассказу «Похищенное письмо»

Детектив и сыщик — это не профессия Дюпена. Он просто читает разные газеты, делает выводы и берётся за дело, иногда советуясь с полицейскими. Главное оружие героя — это его ум и интеллект, с помощью которых Дюпен раскрывает тяжёлые загадки, которые полицейские считают неразрешимыми. В рассказе «Убийство на улице Морг» Дюпен расследует такое преступление, которое полиция считала самым трудным, однако с помощью ума и фактов Дюпен узнаёт, что убийца двух женщин — орангутанг, что впоследствии подтверждается. В рассказе «Похищенное письмо» Дюпену удаётся узнать, где находится украденное письмо также с помощью логического мышления.

Метод Дюпена

По описывал метод Дюпена, использующего логические рассуждения, на примере игрока в карты: «Объём полученной информации заключается не столько в достоверности выводов, сколько в точности наблюдения»[2][3]. В рассказе присутствует сцена, в которой Дюпену удаётся узнать, о чём думал в тот момент рассказчик, основываясь на построенном ассоциативном ряде[4][5]. Впоследствии этот метод и будет использоваться им в расследовании преступления[6].

Данный метод подчёркивает важность чтения и письменного слова. Непосредственно из газетной статьи авторства Кювье (вероятно подразумевался французский зоолог Жорж Кювье) Дюпен получает информацию об орангутангах. Таким образом, в расследование вовлечён и сам читатель, самостоятельно ищущий ключи к разгадке в процессе чтения[7]. Также По уделяет особое внимание силе сказанного слова. Когда Дюпен расспрашивает матроса об убийствах, тот сам разыгрывает сцену собственной частичной смерти: «Лицо матроса побагровело, казалось, он борется с удушьем. Инстинктивно он вскочил и схватился за дубинку, но тут же рухнул на стул, дрожа всем телом, смертельно бледный»[8].

Место в литературе

Рассказ «Убийство на улице Морг», считается первым произведением в мировой литературе в жанре детектива[9], следовательно Огюст Дюпен — первый литературный сыщик, за которым последовали многие другие знаменитые литературные детективы: Шерлок Холмс, Эркюль Пуаро, мисс Марпл, отец Браун, комиссар Мегрэ и т. д. Причём, некоторые из них, например, Холмс[10] и Пуаро[11] созданы при использовании некоторых приёмов из рассказов По.

В «Этюде в багровых тонах» Холмс возражает Ватсону, сравнивающему его с Дюпеном[12].

Примечания

  1. Хулио Кортасар. Жизнь Эдгара По. Журнальный зал. — Опубликовано в журнале «Иностранная литература» 1999, №3. Дата обращения: 6 января 2012. Архивировано 23 марта 2012 года.
  2. Poe, 1927, p. 79.
  3. Harrowitz, 1984, p. 186—187.
  4. Poe, 1927, p. 82—83.
  5. Harrowitz, 1984, p. 187—192.
  6. Злобин, 1980, с. 10—11.
  7. Thomas, 2002, p. 133—134.
  8. Kennedy, 1987, p. 120.
  9. Silverman, Kenneth[англ.]. Edgar A. Poe: Mournful and Never-Ending Remembrance (англ.). — Paperback. — New York: Harper Perennial[англ.], 1991. — ISBN 0-06-092331-8.
  10. Анна Старобинец. 10 сумасшедших, которые нас заразили. Русский репортер №8 (38) (5 марта 2008). Дата обращения: 9 января 2012. Архивировано 23 марта 2012 года.
  11. «Золотой жук», «Убийство на улице Морг», «Черный кот». Рассказы Эдгара По (недоступная ссылка). «Радио России». radiorus.ru. Дата обращения: 6 января 2012. Архивировано 17 апреля 2013 года.
  12. Doyle A. C. Chapter 2. The science of deduction Архивная копия от 28 января 2012 на Wayback Machine//A Study in Scarlet  (англ.)

Литература

На русском языке
  • Злобин Г. П. Эдгар Аллан По — романик и рационалист // Эдгар По. Рассказы. — М.: Художественная литература, 1980. — С. 9—11.
На английском языке
  • Kennedy, J. Gerald. Poe, Death, and the Life of Writing. — New Haven: Yale University Press, 1987. — ISBN 978-0300037739.
  • Harrowitz, Nancy. The Body of the Detective Model: Charles S. Peirce and Edgar Allan Poe // The Sign of Three: Dupin, Holmes, Peirce / Umberto Eco, Thomas Sebeok. — Bloomington, IN: History Workshop, Indiana University Press, 1984. — P. 179-197. — ISBN 978-0253352354.Harrowitz discusses Dupin’s method in the light of Charles Sanders Peirce’s logic of making good guesses or abductive reasoning.
  • Poe, Edgar Allan. Collected Works of Edgar Allan Poe / Walter J. Black. — New York, 1927.
  • Thomas, Peter. Poe's Dupin and the Power of Detection // The Cambridge Companion to Edgar Allan Poe. — Cambridge University Press, 2002. — 290 p. — ISBN 9780521797276.

Ссылки