Общественные блага
Общественное благо (англ. public good) — благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят они за него или нет. Общественные блага совсем не похожи на частные блага (доступные в потреблении и приносящие пользу только владельцу), практически невозможно организовать их продажу: индивиды с удовольствием пользуются эффектами общественных благ, но избегают за них платить (эффект безбилетника).
История
Разделение общественного и частного блага восходит к Политике Аристотеля. Общественное благо является целью существования государства. Традицию Аристотеля продолжает Фома Аквинский выделяя «общее благо» (bonum commune).
Определение
Согласно К. Р. Макконнеллу и С. Л. Брю, общественный товар — это товар или услуга, к которым неприменим принцип исключения и производство которых обеспечивается государством при условии, что они приносят существенные выгоды обществу[1].
Свойства общественных благ
- неисключения — практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага;
- неконкурентности в потреблении — потребление блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим;
- неделимости — благо нельзя разложить на отдельные единицы.
Примеры
Чистых общественных благ не так много, чаще встречаются смешанные блага, включающие в себя свойства как от частных, так и от общественных благ.
- Почти чистые общественные блага
- Перегружаемые общественные блага
- общественный транспорт
- дороги
- Клубные блага / блага совместного потребления
- библиотека
- парковка
Спрос на общественные блага
Кривая спроса на чисто общественное благо отражает предельную полезность всего объема блага. Совокупный спрос определяется суммированием цен каждого потребителя при заданном объеме (вертикальное суммирование). Все потребители должны потреблять весь объем выпускаемого общественного блага.
Оптимальное количество общественного блага описывается условием Самуэльсона.
См. также
Источники
- ↑ Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика — М.:Республика, 1992. — Т.1. — С.99—100. — ISBN 5-250-01486-0