Обручев (пароход, 1852)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Обручев
Фотография парового баркаса «Обручев» Аральской флотилии. Казалинск. Между 1865 и 1872 годамиФотография парового баркаса «Обручев» Аральской флотилии. Казалинск. Между 1865 и 1872 годами
Служба
 Российская империя
Класс и тип судна паровой вооружённый баркас открытого типа
Организация Аральская флотилия
Изготовитель Завод «Корлзунд», Швеция
Строительство начато 1851 год
Спущен на воду 1852 год
Введён в эксплуатацию 1853 год
Выведен из состава флота 1883 год
Основные характеристики
Водоизмещение 16 т
Длина между перпендикулярами 21,34 м
Ширина по мидельшпангоуту 2,79 м
Осадка 0,69 м
Двигатели паровая машина мощностью 12/40 л. с.
Движитель Два гребных колеса
Экипаж 14
Вооружение
Общее число орудий 2

«Обручев»колесный паровой вооружённый баркас открытого типа с металлическим корпусом, входил в состав Аральской флотилии Российской империи и предназначался для охраны воинских коммуникаций на Сырдарье.

Первое паровое судно на Аральском море, единственный колесный паровой баркас Российского императорского флота. Был наименован в честь генерала Русской императорской армии В. А. Обручева[1].

Описание судна

Колесный паровой вооружённый баркас открытого типа с клёпаным металлическим корпусом водоизмещением 16 тонн. Длина баркаса составляла 21,34 метра, ширина — 2,79 метра, а осадка по сведениям из различных источников от 0,69 до 0,7 метра. На судне была установлена паровая машина мощностью 12 номинальных или 40 индикаторных лошадиных сил, в качестве движителя использовались два бортовых гребных колеса, а в качестве топлива для паровой машины — дрова. Баркас был оборудован паропроводом, трубопроводом питательной воды и газоотводным трубопроводом с дымовой трубой[2][3][4][5].

На судне был установлен один небалансирный руль на рудерпосте, из навигационных устройств присутствовал ручной лот. В носовой части баркаса размещался адмиралтейский якорь, отдаваемый и поднимаемый вручную. В носовой и кормовой частях также были установлены по одному флагштоку. В качестве спасательных средств использовались спасательные круги и пояса[2].

Для подачи звуковых и световых сигналов на баркасе был установлен паровой свисток и 4 сигнально-отличительных фонаря (топовый, бортовой зелёный, бортовой красный и кормовой). Вооружение баркаса составляли две 6-ти фунтовые медные карронады[C 1], а экипаж состоял из 14-ти человек[2][4].

История службы

В 1851 году паровой баркас «Обручев» был заложен на заводе «Корлзунд»[C 2] в Швеции. В следующем году в разобранном виде вместе с пароходом «Перовский» был доставлен через Оренбург в Раимское укрепление[4]. Весной 1853 года сборка паровых судов была завершена, они были спущены на воду и вошли в состав Аральской флотилии под командованием А. И. Бутакова[6][7]. Таким образом было открыто судоходство по Сырдарье. В качестве топлива использовался саксаул, растущий по берегам реки[8]. Оба судна отличались малой осадкой, поэтому для выходов в море предусматривалось использовать выдвижные кили[9][10].

Совместно с пароходом «Перовский» принимал участие в штурме крепости Ак-Мечеть. Командир баркаса, лейтенант Х. П. Эрдели, во время штурма командовал флотским десантом и за отличие в бою награждён орденом Святого Георгия 4-й степени[11].

В 1859 году «Обручев» принимал участие в военных действиях у Кунграда, после чего вернулся в дельту Амударьи с командующим флотилией на борту, где произвел картографирование реки вплоть до Нукуса, при этом пароход дважды прошёл мимо этой хивинской крепости[12].

Во время боевых действий против Кокандского и Бухарского ханств с 1864 по 1868 год пароход «Перовский» и баркаc «Обручев» осуществляли воинские перевозки. Оба парохода принимали участие в Хивинском походе 1873 года[11]. В 1876 году совершал плавания по Сырдарье[13].

В кампании 1879 и 1880 годов находился у города Казалинска, а также использовался для исследования нового прохода в Амударью через протоку Ишан[14].

В 1883 году паровой баркас «Обручев» был исключён из списков судов флота[4].

Командиры судна

В разное время командирами парового баркаса «Обручев» служили:

  • капитан-лейтенант А. И. Бутаков[15];
  • лейтенант Х. П. Эрдели[15];
  • мичман А. А. Глоба-Михайленко (1876 год)[13];
  • капитан-лейтенант В. И. Брюхов (1879—1880 годы)[16].

Память

«Обручев» фигурирует в произведении Аннамухамеда Клычева «Кугитанская трагедия»[17], также сохранилась фотография судна.

Примечания

Комментарии

  1. Калибр 76,2 мм.
  2. Или «Карлзунд»

Ссылки на источники

  1. Обручев Владимир Афанасьевич (1793—1866). kraeved.opck.org. Дата обращения: 31 июля 2013.
  2. 2,0 2,1 2,2 Паровой баркас «Обручев». russrivership.ru. Дата обращения: 31 июля 2013.
  3. Проникновение русских в Среднюю Азию. militera.lib.ru. Дата обращения: 31 июля 2013.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Широкорад, 2007, с. 436.
  5. Веселаго, 1872, с. 730—731.
  6. Господство на Аральском море. e-reading-lib.com. Дата обращения: 31 июля 2013.
  7. Р. Н. Рахимов. Отдельный оренбургский корпус. Дата обращения: 31 июля 2013.
  8. История службы ВОСО Военно-Морского Флота. Дата обращения: 31 июля 2013.
  9. Аральская флотилия. 1847—1883 гг. (недоступная ссылка). Дата обращения: 31 июля 2013. Архивировано 5 марта 2016 года.
  10. Аральская флотилия 1847—1883 гг.. Дата обращения: 31 июля 2013.
  11. 11,0 11,1 Материалы по Аральской флотилии. Дата обращения: 31 июля 2013.
  12. Корабли посреди пустыни. ВПК. Дата обращения: 31 июля 2013.
  13. 13,0 13,1 Веселаго XIII, 2013, с. 510.
  14. Веселаго XIII, 2013, с. 280.
  15. 15,0 15,1 Корабельный состав Аральской военной флотилии, 2012.
  16. Веселаго XIII, 2013, с. 278—280.
  17. Кугитанская трагедия, 1972.

Литература

  • Военная энциклопедия / Под ред. В. О. Новицкого, А. В. фон Шварца, В. А. Апушкина и Г. К. фон Шульца. — 2-е изд. — С-Пб.: Товарищество И. Д. Сытина, 1911. — 384 с.
  • Веселаго Ф. Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 год. — СПб.: Типография морского министерства, 1872. — 798 с.
  • Широкорад А. Б. 200 лет парусного флота России / Под ред. А. Б. Васильева. — 2-е изд. — М.: «Вече», 2007. — 448 с. — ISBN 978-5-9533-1517-3.
  • Аннамухамед Клычев. Кугитанская трагедия. — Ашхабад: Туркменистан, 1972. — 167 с. — 50 000 экз.
  • Корабельный состав Аральской военной флотилии // Научные ведомости Белгородского государственного университета (История Политология Экономика Информатика). — 2012. — № 7 (126).
  • Черников Иван. Русские Украйны. Завоевания Великой Империи.. — «АСТ/Астрель», 2008. — (Великие противостояния). — ISBN 978-5-17-052655-0.
  • Веселаго Ф. Ф. Общий морской список от основания флота до 1917 г.. — СПб.: «Атлант», 2013. — Т. 13 / Царствование императора Александра II. А — Г. — 576 с. — (Военно-историческая библиотека). — ISBN 978-5-906200-20-4.