Перейти к содержанию

ОР-1

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится на начальном уровне проработки
Материал из энциклопедии Руниверсалис
ОР-1
Опытный ракетный двигатель ОР-1 в музее Центрального дома авиации и космонавтики ДОСААФ РоссииОпытный ракетный двигатель ОР-1 в музее Центрального дома авиации и космонавтики ДОСААФ России
Тип ЖРД
Топливо бензин
Окислитель сжатый воздух
Камер сгорания 1
Страна  СССР
Использование
Развитие ОР-2
Производство
Конструктор Фридрих Артурович Цандер
Время создания 1930
Производитель Фридрих Артурович Цандер
Всего выпущено 1
Массогабаритные
характеристики
Рабочие характеристики

ОР-1 (от «опытный реактивный») — первый советский жидкостный ракетный двигатель (ЖРД). Этот экспериментальный стендовый двигатель был создан пионером советской космонавтики Фридрихом Артуровичем Цандером в 1929—1930 годы, с применением деталей паяльной лампы и на основе её конструкции. Первые огневые испытания прошёл 18 сентября 1930 года[1][2].

До июля 1932 года Цандером было проведено более 50 его наземных огневых испытаний.

Технические характеристики

Двигатель ОР-1 работал на топливной паре бензин+сжатый воздух, расходуя её со скоростью 1,69 г/с. Сжатие воздуха осуществляла компрессорная установка ОР-0, подававшая его в двигатель. Эта установка использовалась также в качестве имитатора работы двигателя. Основными деталями ОР-1 были:

  • бензиновый бачок ёмкостью 1 л
  • кран для подачи бензина
  • манометр для измерения давления в бачке
  • бензиновая форсунка
  • электросвеча зажигания
  • камера сгорания
  • трубопровод подачи бензина
  • реактивное сопло с диаметром, менявшимся от 22 до 4 мм и углом наклона внутренней поверхности к оси 10°31'. Согласно записи Цандера, «…сопло охлаждается трубкою для подогрева бензина и тепло от него отводится еще лучеиспусканием и теплопроводностью воздуха». Тем не менее, во время опытов оно нагревалось «до вишнёво-красного каления»[2].

История

В период создания ОР-1 Цандер работал в Институте авиационного моторостроения (ИАМ). К тому времени он уже был страстным поклонником космонавтики, познакомившимся с трудами Циолковского ещё до окончания училища, поэтому несмотря на место работы делал этот двигатель для развития в будущем ракетостроения (хотя допускал и опытное применение его на лыжном станке, лодке, трёхколёсном мотоцикле), и уже осенью 1931 года перешёл в МосГИРД, сразу войдя в её Технический Совет. Однако оригиналы составлявшихся им протоколов 59 опытов с ОР-1 остались в ИАМ, и хотя при переходе Цандер снял с них копии, в настоящее время они не найдены. Современные исследователи считают, что их оригиналы продолжают храниться в фонде технической документации ИАМ[2].

В 1932 году на основе ОР-1 Цандером был изготовлен усовершенствованный двигатель ОР-2, с проектной тягой 50 кгс.

Примечания

  1. ОР-1, первый ли? // Викентий Комаров, metodolog.ru
  2. 2,0 2,1 2,2 18 СЕНТЯБРЯ — 60 ЛЕТ СО ДНЯ ПЕРВЫХ ОГНЕВЫХ ИСПЫТАНИЙ ОПЫТНОГО РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ OP-I Ф.А.ЦАНДЕРА (1930 г.) // Ю. Дружинин, «Из истории авиации и космонавтики» 1993. Вып. 64, с.85-91