Н011 Барс

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Н011 «Барс»
Назначение авиационная (бортовая) многофункциональная РЛС
Государственная принадлежность  Россия
Разработчик Флаг СССРФлаг России Научно-исследовательский институт приборостроения
Статус Производится
Входит в состав Су-30МКИ/МКА/МКМ/СМ

Н011 «Барс» — авиационная бортовая радиолокационная станция разработки НИИ приборостроения имени В. В. Тихомирова[1]. Проектирование Н011 было начато в 1980-е гг. в рамках программы Су-27М.

Базовая модификация была построена на основе РЛС Н001 с щелевой антенной решёткой и обводным каналом для режимов «воздух-поверхность». Модернизированные варианты (Н011М «Барс-29») построены на основе ПФАР с комплексным фазовым и электрогидромеханическим сканированием[2].

БРЛС обеспечивает обзор пространства, автоматическое обнаружение и сопровождение целей, в том числе в условиях близкого манёвренного воздушного боя, наведение на них авиационных управляемых ракет типов Р-77, Р-73, Р-27, Х-31 и других, а также автоматическое радиолокационное картографирование местности[3]. Данная БРЛС устанавливается на истребители Су-30МКИ/МКА/МКМ/СМ[4].

Оценка радара

Внешние видеофайлы
Н011М «Барс»
(Повествование о РЛС Н011М «Барс»)
Н011М «Барс»

Во многих источниках указывается, что Н011 «Барс» хорошо зарекомендовал себя на мировом рынке вооружений[5] и пользуется спросом у заказчиков авиационной техники. В качестве преимуществ данного радиолокатора отмечаются высокое разрешение и производительность, возможность эффективно работать по наземным и воздушным целям[6].

В то же время ряд авторов критикует РЛС Н011 за использование устаревающей элементной базы, что существенно увеличивает массу и габариты РЛС[4], а также обуславливает сниженные характеристики, в сравнении с БРЛС с ПФАР и АФАР.

Помехозащищённость: радар способен сопровождать один помехопостановщик и атаковать его[7].

Тактико-технические характеристики

Источник данных: Научно-исследовательский институт приборостроения имени В. В. Тихомирова[1]

  • Диапазон частот: Х
  • Зона контроля:
    • Электронное сканирование:
      • По азимуту: ± 3—10°
      • По углу места: −14 — +40 °
    • Механическое сканирование:
      • По азимуту: ± 70 °
  • Количество каналов приёмника: 3
  • Количество целей, обрабатываемых одновременно:
    • Сопровождаемых: 15
    • Обстреливаемых: 4
  • Коэффициент шума приёмника: не более 3 дБ
  • Мощность передатчика:
    • Импульсная: 4,5 кВт
    • Средняя: 1,5 кВт
    • Подсвета и наведения: 1 кВт
  • Дальность обнаружения целей (не менее):
    • «Истребитель типа Миг-29»: до 140 км (в зоне 300 кв. градусов на встречных ракурсах, на догонных 60 км)[7]
    • «Железнодорожный мост»: 80—120 км
    • «Группа танков»: 40—50 км
    • «Эсминец»: 80—120 км[7]
  • Максимальная разрешающая способность: 10 м

Примечания

  1. 1,0 1,1 Бортовая авиационная радиолокационная система управления «Барс» (недоступная ссылка). Научно-исследовательский институт приборостроения имени В. В. Тихомирова. — описание системы на сайте компании-разработчика/производителя. Дата обращения: 2 ноября 2009. Архивировано 9 марта 2010 года.
  2. http://www.niip.ru/modules/Downloads/docs/2009/2009_1.pdf  (недоступная ссылка с 31-05-2015 [3329 дней])
  3. Рособоронэкспорт. AEROSPACE SYSTEMS export catalogue (англ.) (pdf) (недоступная ссылка). ФГУП «Рособоронэкспорт». — Экспортный каталог аэрокосмических систем, 2005 год, 99 стр. Дата обращения: 3 ноября 2009. Архивировано 13 августа 2011 года.
  4. 4,0 4,1 Авионика — «ахиллесова пята» российских истребителей Архивная копия от 14 марта 2009 на Wayback Machine militaryparitet.ru
  5. МиГ-35 Архивная копия от 25 февраля 2012 на Wayback Machine Стелс-машины
  6. КРУТЫЕ ВИРАЖИ МИГ-29 Архивная копия от 1 декабря 2008 на Wayback Machine Всё об украинской авиации
  7. 7,0 7,1 7,2 Радиолокационная система управления «БАРС» для истребителей Су-30МКИ, Су-30МКА, Су-30МКМ НИИП