Нужен привратник

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Нужен привратник
Se caută un paznic/Се каутэ ун пазник
Жанр комедия, фильм-притча, сказка, экранизация
Режиссёр Георге Водэ
Автор
сценария
Владимир Иовицэ, сюжет по сказке Иона Крянгэ
Оператор Павел Балан
Композитор Евгений Дога
Кинокомпания «Молдова-фильм»
Длительность 70 мин.
Страна  СССР
Год 1967
Ссылки
IMDb ID 12485054

«Ну́жен привра́тник» (рум. Se caută un paznic) — советский художественный фильм 1967 года, снятый на киностудии «Молдова-фильм» режиссёром Георгом Водэ, притча-комедия по сказке Иона Крянгэ «Иван Турбинкэ» о необычайных приключениях солдата царской армии.

Сюжет

Отслужив свои 25-лет воинской службы в царской армии, добрый по натуре русский солдат Иван весь свой армейский заработок — два рубля отдал двум нищим, в облике которых были сам Бог и Святой Петр — они спустились на землю, чтобы найти второго стражника у райских врат — Святому Петру, из-за наплыва желающих попасть в рай, стало сложно одному. Так солдат Иван попадает стражником к вратам рая, и службу несёт строго — даже Смерть не пускает к Богу без доклада. Добрый и весёлый, хоть и любитель выпить, Иван приходится ко двору. Но вдруг он влюбляется в прекрасную Ангелицу. Апостолы наказывают за это Ивана розгами, а он всё-таки не отказывается от любви. Но любить может только человек, а не бессмертный стражник, и Бог повелевает Ивану умереть…

В фильме «Нужен привратник» рассказана история русского солдата. После 25-летней службы в русской армии ему, наконец, была дарована свобода, от которой он отвык и которая никак не связывает его с жизнью; у него нет ни крова, ни родных… В этой экстремальной, драматической ситуации герою необходимо обладать огромным жизнелюбием и смелостью, чтобы ее преодолеть. Уже в первом эпизоде фильма мы знакомимся с жизнелюбивым Иваном Турбинкэ, который, несмотря на многолетнее изгнание, не боится жизни, смело бросается в ее водоворот. Вначале он попадает в ад, затем в рай, вступает в единоборство со Смертью. Намытарившись вдосталь, познав «рай» и «ад», Иван Турбинкэ осознает свою миссию на земле — быть Человеком. Эта история рассказана в фильме с жизнеутверждающим пафосом, верой в простого человека.

В ролях

Кадр из фильма: Бог и Святой Пётр — в облике нищих на Земле

О фильме

В современных румынских источниках утверждается, что фильм был «запрещён коммунистическими властями из-за его религиозного содержания и был доступен к просмотру только после распада советского режима»[1], а в современной румынской критике фильм назван «сдержанной сатирой советского давления на местное население» в котором сценарист отразил «иронию, направленную на руководящие принципы социалистического реализма».[2] Однако, такие утверждения не соответствуют действительности.

Фильм не был запрещён — он вышел в прокат (в том числе известно, что демонстрировался в Ленинграде), хотя и в небольшом числе копий, что объяснялось его жанром фантасмагории.[3]

При СССР фильм получил в 1968 году сразу три приза на межреспубликанском кинофестивале 1968 года в Риге, в том числе «За лучшую комедию» и «За лучшую экранизацию»:

Одной из самых интересных на фестивале оказалась картина известных молдавских кинодокументалнстов В. Иовице и Г. Водэ «Нужен привратник», созданная по мотивам молдавского фольклора, — их дебют в художественном кино.

журнал «Коммунист Советской Латвии», 1968 год

Материалы о фильме публиковались в ведущих изданиях Молдавской ССР — так журнал «Кодры» за 1981 год называл фильм удачной экранизацией («почти сценичной стала сказка И. Крянгэ „Иван Турбинка“ — после кинопостановки „Нужен привратник“ Георге Водэ и Влада Иовицэ»), а журнал «Коммунист Молдавии» за 1982 год назвал фильм «Одним из очень показательных примеров обогащения актерского творчества, сплавом национального и интернационального». Несмотря на фольклорность, фильм был известен и за пределами Молдавской ССР:

Скоро выйдет на экраны страны сатирическая кинокомедия «Нужен привратник». Это режиссёрский дебют молдавского писателя Георге Водэ и сценариста Влада Иовицэ. Герой фильма — русский солдат Иван. Образ русского солдата сохранился в устном творчестве молдавского народа как образ воина — освободителя, всегда приходящего на помощь людям труда, готовый делить с ними и радость, и горе.

анонс фильма в журнале «Культура и жизнь», 1969 год

При этом запрет фильма якобы из-за его религиозного содержания невозможен — экранизируемое произведение написано в 1878 году, его автор — бывший дьякон, был лишён сана румынскими церковными властями, и сказка про русского солдата Ивана является полемичной сатирой на религию, в том же ключе решён и фильм:

Образ Ивана Турбинкэ олицетворяет в себе протест народа, веками пребывавшего в плену обственных предрассудков: боязни перед богом, чертом, смертью. Иван — земной человек, вступающий в борьбу со всем, что мешает жизни. Эту жизнеутверждающую силу героя превосходно передает актёр М. Волонтир. Сама фактура актера говорит об этом: коренастая, сильная фигура, светящиеся жизнелюбием глаза, уверенные жесты, пружинистый шаг, веселый нрав. Фильм привлекает отсутствием ханжества — в нем здоровый инстинкт человека к полнокровной жизни не подавляется, а откровенно признается. Сила Ивана Турбинкэ как раз в этом и состоит, что он человек земной, со всеми присущими человеку достоинствами и слабостями. Слаб, но и велик. Эту диалектику, свойственную произведению И. Крянгэ, и стремились воплотить авторы фильма, раскрывая правдивый образ народа. При этом необходимо учитывать и полемическое заострение — в противовес райскому ханжеству выдвигается торжество здоровой человеческой природы. В силу особой обобщающей выразительности изобразительного ряда (оператор П. Балан) Иван Турбинкэ становится не просто индивидуальным героем, а как бы концентрирует в себе основные черты человека из народа.

Награды

  • Призы «За лучшую комедию», «За лучшую экранизацию» и «За лучшее художественно-декоративное решение» на межреспубликанском фестивале «Большой Янтарь» (Рига, 1968).[4]

Литература

  • Клобуцкий В. — Привратник разлагает рай. (О фильме «Нужен привратник») // Советская Молдавия, 16 марта 1968
  • Бальчюнас Ю. — Нужен привратник. (Молд, худож. фильм того же названия) // Экрано науенос, № 36, 1968. — стр. 4-5. — На литов. яз.; То же в парал, изд. «Новости экрана» на рус. яз
  • Марьяш И. — Нужен привратник. (Фильм студии «Молдова-фильм») // Молодёжь Молдавии, 2 апреля 1968
  • Андон В. — Думнезеу, дракул ши омул. (Филмул «Се каутэ ун пазник») // Вечерний Кишинёв, 20 марта 1968
  • Конунов А. — Иван Турбинкэ пе екран. (Деспре филмул «Се каутэ ун пазник») // Фемея Молдовей («Женщина Молдавии») , № 4, 1968. — п. 22-23
  • Козмеску А. — Деконституире сау интерпретаре. (Филмул «Се каутэ ун пазник») // Молдова Cочиалистэ, 30 апр. 1968

Примечания

  1. Luminița Dumbrăveanu, «Debutul compozitorului Eugen Doga în muzica de film: „Se caută un paznic“ (Moldova-Film, 1967)», FlacăraTV.md, accesat în 18 februarie 2016
  2. Aliona Grati, «Un hectar de umbră pentru Sahara», în Contrafort, nr. 11-12 (133—134), noiembrie-decembrie 2005.
  3. Новейшая история отечественного кино: 1989—1991 / Любовь Аркус. — СЕАНС, 2001. — 754 с. — стр. 590
  4. Культурная жизнь в СССР: 1966—1977. — М.: Наука, 1981. — стр. 163

Источники

  • Нужен привратник // Советские художественные фильмы: 1966—1967. — М.: Нива России, 1995. — стр. 203