Нуар, Тьери
Тьери Нуар | |
---|---|
Жанр | стрит-арт |
Стиль | поп-арт |
Тьери́ Нуа́р (фр. Thierry Noir; род. 3 июня 1958[1], Лион, Франция) — французский стрит-артист, проживающий в Берлине, Германия. Был первым уличным художником, начавшим рисовать на Берлинской стене. За пять лет покрыл художественными изображениями 5 км стены.
Биография
Родился в 1958 году во французском городе Лионе, где прожил первые годы жизни. Затем, не сумев обустроиться в жизни, решил всё резко изменить и в январе 1982 года переехал в Западный Берлин. Не имея средств к существованию, поселился в сквоте — расположенной в районе Кройцберг прямо у Берлинской стены заброшенной больнице, преобразованной в 1978 году в полулегальный «молодёжный центр». В этом доме, где также жили многочисленные художники, он прожил двадцать лет. Сам Тьери до этого никогда в жизни не рисовал, но когда его кто-то в очередной раз спросил, не художник ли он, он ответил «да»[2][3][4][5]. Чтобы как-то выжить, Нуар стал в меру умения писать живописные полотна и продавать их туристам в центральных районах Западного Берлина[6][7].
Я подумал: что за великий город — за 20 лет в Лионе я не встретил ни единого художника, а здесь за неделю я встретил 20.
Окна комнаты, где жил Тьери Нуар, выходили прямо на стену, по которой проходила граница с социалистической Германской Демократической Республикой. Из-за близости стены район был очень грустный и скучный: там не было ни уличного движения, ни магазинов, ни прохожих. Это была бетонная серая 3,5-метровая стена, на которой изредка были кое-как намалёваны граффити, представлявшие собой преимущественно всяческие лозунги: на треть — антиамериканские, на треть — антитурецкие и на треть — всякие прочие, обычно личного характера. В 80-е годы стрит-арт считался вандализмом, а немецкие стрит-артисты избегали к тому же рисовать на стене — она была для них своего рода табу, берлинцы именовали её «стеной позора». Но однажды в августе 1984 года первым из берлинских художников Тьери взял краски и принялся расписывать Берлинскую стену[2][5][7].
Первоначально отношение западных берлинцев к творчеству Нуара было настороженное, часто даже враждебное. Некоторые полагали, что он работает за бюджетные деньги и были против такого расходования средств из своих налогов. Другие считали, что задачей Тьери было сделать более «презентабельной» стену, с чем они согласиться не могли. Художник на это отвечал, что сколько бы не потратить краски, не удастся сделать уродливую стену красивой, и что его задача — «преобразить её, сделать её смешной и помочь разрушить её»[2][3][8]. Он продолжал рисовать и к моменту падения стены в 1989 году покрыл изображениями около 5 км из 45 км, находившихся в городской черте[5][9].
При рисовании надо было быть осторожным, поскольку граница на самом деле проходила не по стене, а в нескольких метрах от неё, так что стена полностью находилась на территории ГДР. Стену патрулировали вооружённые охранники, которые имели полное право задерживать тех, кто приближался к ней слишком близко[3][4]. За время существования Берлинской стены с 13 августа 1961 года по 13 ноября 1989 года не менее 98 человек были убиты при попытке перебраться через неё[10]. При этом сам Тьери рассказывает, что, прожив напротив стены 20 лет, никогда не видел и не слышал там никаких выстрелов. Самое главное в жизни у стены, по его словам, была скука — там никогда ничего не происходило. Порой восточногерманские солдаты, завидев как он рисует, кричали на него в мегафон с требованиями прекратить, и он просто отходил от стены и ждал, пока они уйдут. Пару раз его пытались схватить, но опять же — он всего лишь отбегал на несколько метров вглубь Западного Берлина, и его никогда не преследовали[6]. Лишь однажды Тьери оказался задержан солдатами ГДР — когда он со своим другом Кристофом Буше пытался просверлить в стене отверстия, чтобы прикрепить к ней металлическую дверь[8].
Как-то раз Нуар продавал свои картины посетителям одного ресторанчика в центре Западного Берлина и познакомился с находившимся там кинорежиссёром Вимом Вендерсом. Они разговорились, и режиссёр пригласил Тьери в свой фильм «Небо над Берлином», который вышел на экраны в 1987 году. Художник сыграл самого себя: он изображён стоящим на стремянке и расписывающим стену — это единственный цветной фрагмент в чёрно-белом фильме[3][5][10].
Постепенно, особенно после выхода в прокат ставшего знаменитым фильма Вендерса, западные берлинцы привыкли к Тьери, перестали его сторониться и начали относиться к нему доброжелательно или по меньшей мере спокойно. Основными вопросами стали: «Кто вам за это платит?» и «Вы из ЦРУ?»[3][10]
Если вы рисуете на улице, это сразу становится политикой, поскольку вы изменяете жизнь людей. Особенно в северной Европе, где зимы длинные и серые — вы порождаете секундную улыбку на их лицах.
13 ноября 1989 года стена пала, многие восточные берлинцы устремились в недоступный для них до этого Западный Берлин. Нуар же, захватив кисти и краски, отправился в противоположном направлении — к серо-бетонной поверхности стены с её восточной стороны[3][9]. В течение некоторого времени он рисовал на стене и там — в частности, на той части стены, которая стала известна как East Side Gallery и является в наши дни одной из самых посещаемых берлинских достопримечательностей[3].
После объединения Германии бо́льшая часть стены была снесена. Её фрагменты, в том числе с рисунками Тьери Нуара, оказались выставлены в качестве музейных экспонатов в различных городах мира[3]. Иногда его даже специально приглашали в различные страны — от Южной Кореи до Мексики — чтобы расписать находящиеся у них фрагменты бывшей Берлинской стены[8].
В 2009 году Нуар возглавил группу из 120 художников, которая занялась восстановлением пришедших в негодность за два десятилетия изображений на Берлинской стене[10].
В августе — сентябре 2013 года Нуар принял участие в инициативе лондонской Далиджской картинной галереи, предложившей нескольким стрит-художникам сделать на улицах города «ремейки» знаменитых барочных картин из собрания галереи — каждому в своей манере. Тьери создал на стене одного из зданий в окрестностях галереи свою версию картины итальянского художника Джованни Баттиста Тьеполо «Иосиф получает кольцо фараона» (1755)[11].
В апреле 2014 года в Галерее Ховарда Гриффина[англ.] в Лондоне прошла первая персональная выставка Тьери Нуара[4][11][12], в октябре — в отделении той же галереи в Лос-Анджелесе[4][13]. Следующая выставка была открыта для публики с июня по август 2015 года[4]. Картины Нуара стоят 6—7 тысяч евро, однако это далеко не предел для уличных художников — в 2008 году творение Бэнкси «Перевёрнутая телефонная будка» была продана на аукционе за 450 000 евро[7].
Нуар продолжает рисовать на улицах, но теперь он редко делает это незаконно, как во времена раскрашивания Берлинской стены. Он продолжает использовать свой характерный стиль — простые угловатые фигуры. Часто он даже воссоздаёт образы, впервые появившиеся на свет в восьмидесятых годах в Западном Берлине[8]. Берлин после падения стены стал очень либеральным местом для уличных художников. Тьери были также созданы несколько значительных уличных картин и в других городах — например, в Лондоне[9].
Творчество
Творчество Нуара характеризуется яркими «мультяшными» цветами. Среди любимых сюжетов: огромные вытянутые лица с громадными губами, жёлтые крокодилы, цветные кролики, ярко расцвеченные слоны: смесь Пабло Пикассо и Жоана Миро, Жана-Мишеля Баския и Кита Харинга, преобразованных в духе поп-арта[3]. Художник также отмечает, что на его творчество оказали большое внимание многие музыканты, среди которых Дэвид Боуи, Игги Поп, Лу Рид, Kraftwerk, Led Zeppelin, Нина Хаген[6].
Первые картины делались из подручных материалов: краска находилась на стройках в Кройцберге, цвета были те, какие удавалось найти — денег на покупку не было. Нуар говорит, что темы шли не «от головы к рукам», а наоборот[6]. Тьери Нуар назвал своё творчество «манифестом быстрой формы», когда необходимо срочно нанести рисунок и не слишком отвлекаться людьми, заговаривающими с вами, или пограничниками, стремящимися вас задержать[3][7][8]. Художник не любит, когда его творчество называют «граффити», предпочитая вместо него неологизм собственного изобретения «километровое искусство»[9]. Для создания изображения, по мнению Нуара, достаточно «двух идей и трёх цветов»[6].
После падения Берлинской стены рисунки Нуара вместе с её фрагментами попали во многие города, парки и музеи, среди которых[3]:
- Бэттери-парк, Нью-Йорк, США;
- Иокогама, Япония;
- Коллекция Джерри Спайера[англ.], Нью-Йорк, США;
- Музей Венде[англ.], Лос-Анджелес, США;
- Музей журналистики и новостей, Вашингтон, США;
- Национальный музей Военно-воздушных сил США, Дейтон, США;
- Парк Свободы, Инчхон, Южная Корея;
- Сочимилько, Мексика;
- Университет Лойола-Мэримаунт[англ.], Лос-Анджелес, США.
В 1990 году рисунки Нуара на стене вошли в оформления альбома «Achtung Baby» группы U2[4].
Примечания
- ↑ Thierry Noir (фр.). Allociné. Дата обращения: 14 января 2018. Архивировано 15 января 2018 года.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Interview: Thierry Noir (англ.). Street Art London (28 февраля 2013). Дата обращения: 9 января 2018. Архивировано 13 мая 2017 года.
- ↑ 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 Adrian Bridge. Thierry Noir and the art of revisiting the Berlin Wall (англ.). The Telegraph (8 апреля 2014). Дата обращения: 9 января 2018. Архивировано 28 декабря 2017 года.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Mehdi Ghadyanloo. Thierry Noir (англ.). Howard Gripffin Gallery. Дата обращения: 9 января 2018. Архивировано 9 июня 2017 года.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 Rob Alderson. Art: Thierry Noir – the first man to paint the Berlin Wall – opens first ever solo show in London (англ.). It's Nice That (4 апреля 2014). Дата обращения: 14 января 2018. Архивировано 6 июня 2017 года.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Graffiti in the death strip: the Berlin wall's first street artist tells his story (англ.). The Guardian (3 апреля 2014). Дата обращения: 13 января 2018. Архивировано 1 декабря 2017 года.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 Rebecca Suner avec Loïc de La Mornais. Thierry Noir, le premier à avoir peint le mur de Berlin expose à Londres (фр.). Franceinfo (8 апреля 2014). Дата обращения: 14 января 2018. Архивировано 15 января 2018 года.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 Daisy Wyatt. Meet Thierry Noir: The street artist who 'mutated' the Berlin Wall in protest (англ.). The Independent (2 мая 2014). Дата обращения: 14 января 2018. Архивировано 17 сентября 2017 года.
- ↑ 9,0 9,1 9,2 9,3 Daisy Wyatt. In pictures: Street art collaboration between Stik and Thierry Noir in London's Shoreditch (англ.). Independent (28 февраля 2013). Дата обращения: 9 января 2018. Архивировано 5 сентября 2017 года.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 10,3 Jason Burke. Berlin Wall given a facelift as freedom painters return (англ.). The Guardian (19 апреля 2009). Дата обращения: 9 января 2018. Архивировано 27 декабря 2017 года.
- ↑ 11,0 11,1 Leah Harper. Baroque paintings given a street art makeover - in pictures (англ.). The Guardian (24 августа 2013). Дата обращения: 9 января 2018. Архивировано 15 ноября 2016 года.
- ↑ Jonathan Jones. Thierry Noir: the first graffiti artist fired up by the Berlin Wall (англ.). The Guardian (3 апреля 2014). Дата обращения: 9 января 2018. Архивировано 5 марта 2017 года.
- ↑ Diane Haithman. Berlin Wall's fall will be memorialized across Wilshire (англ.). Los Angeles Times (12 августа 2009). Дата обращения: 9 января 2018. Архивировано 5 марта 2016 года.