Ноктюрн до-диез минор (Шопен)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ноктюрн до-диез минор
Композитор Фредерик Шопен
Дата создания 1830
Дата первой публикации 1870
Начальные такты Ноктюрн 20
(аудио)
(аудио)
Nocturne No. 20 in C minor (4:12)
noicon
Courtesy of Musopen
Помощь по воспроизведению

Ноктюрн № 20 до минор, соч. пост., Lento con gran espressione, P 1, № 16, KKIVa/16, WN 37 — сольный фортепианный ноктюрн, написанная Фредериком Шопеном в 1830 году и опубликованная в 1870 году.

Шопен посвятил это произведение своей старшей сестре Людвике Шопен с заявлением: «Моей сестре Людвике в качестве упражнения перед началом изучения моего второго концерта».[1][2] Произведение, впервые опубликованное через 21 год после смерти композитора, обычно называют Lento con gran espressione из-за его темповой маркировки. Иногда его также называют воспоминанием.[3] Произведение было сыграно пережившей Холокост Натальей Карп для коменданта нацистского концлагеря Амона Гёта, причем Гёт был настолько впечатлен исполнением, что пощадил Наталью.[4]

Эту пьесу также сыграл выживший в Холокосте и знаменитый польский пианист Владислав Шпильман (центральная фигура фильма Романа Полански 2002 года «Пианист») во время последней прямой трансляции польского радио 23 сентября 1939 года, когда Варшава была осаждена немецкой армией.[5] Спустя годы Шпильман также сыграл эту пьесу для офицера немецкой армии Вильма Хозенфельда при их первой встрече,[6] хотя в соответствующей сцене фильма Шпильман играет сокращенную версию Баллады № 1 Шопена соль минор, соч. 23. Позже Хозенфельд помог Шпильману спрятаться и снабжал его едой в последние месяцы войны.

Музыкальная структура

Контрастная тема из первого раздела

Произведение имеет пометку Lento con gran espressione и написано в размере 4/4. После тихого вступления основная тема начинается в такте 5, когда левая рука играет прерывистые аккорды легато на протяжении всей части, придавая музыке навязчивое и непрерывное качество. Затем тема переходит к мечтательному пианиссимо в такте 21, затем возвращается к исходной теме в такте 47 и, наконец, заканчивается в до мажоре. Первые два такта темы из средней части (такты 21 и 22) напоминают основную тему из третьей части второго фортепианного концерта Шопена фа минор, написанного примерно в то же время (1829 г.). Следующие два такта (такты 23 и 24) напоминают вторую часть побочной темы первой части его второго фортепианного концерта. Отрывок в средней части ноктюрна в размере 3
4
, начинающийся в такте 33, напоминает часть скерцандо третьей части Второго фортепианного концерта, начинающуюся в такте 145, в которой левая и правая рука играют с разницей в октаву. В тактах с 58 по 61 есть 4 особые ритмические группы, все из них звучат в ми мажоре. Произведение заканчивается на ppp с высоким и низким C .

Тема из среднего раздела в размере 3
4

Примечания

  1. Narodowy Instytut Fryderyka Chopina
  2. Murdoch, William. Chopin: His Life. — 1935.
  3. Narodowy Instytut Fryderyka Chopina.
  4. Charters. Natalia Karp, Liverpool Daily Post. Архивировано 29 сентября 2011 года. Дата обращения 2 апреля 2008.
  5. Awesome Stories.
  6. Music tells Holocaust survivor's harrowing tale, The Press. Дата обращения 31 января 2019.