Ногайско-калмыцкая война

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Ногайско-калмыцкая война — конфликт между Большой Ногайской ордой и Калмыцким ханством в 1628—1634 годах.

Значение

В результате войны Ногайская Орда была разгромлена, ногайцы, частью были включены в состав Калмыцкого ханства, частью бежали в пределы крымских владений в Приазовье или присоединились к казахам, а калмыки расселились на широкой территории от Дона до Эмбы. В конфликте религиозная подоплёка не была решающей, несмотря на то, что ногайцы были мусульманами-суннитами, а калмыки — буддистами (традиция гэлуг). Ногайцы (джембулуки, хатай-кипчаки, малибаши, эдисаны и пр.) находившиеся в составе Калмыцкого ханства, воевали в составе калмыцкого войска не только против исповедовавших ислам Крымского ханства, киргиз-кайсацких (казахских) орд (жузов), и племен Поволжья и Северного Кавказа, но и против своих бывших соплеменников из Малой Ногайской Орды. Кроме того, калмыцкие ханы женились на дочерях ногайских мурз, заключая таким образом династические браки, и несмотря на дипломатическое давление губернатора Астрахани Волынского А. П., всячески сопротивлялись «раскасованию» (то есть дисперсному расселению и ассимиляции) ногайцев, так как брали[кто?] с них подати (налоги) и использовали[кто?] их в своих войнах, тем самым уравняв их в правах с калмыками. Однако, косвенным образом, одним из следствий этой войны стало распространение буддизма и ослабление натиска позиций ислама в степях Восточной Европы.

Ногайско-калмыцкая война воспринимается ногайцами как одно из самых трагических событий их истории. Она оказала большое влияние на фольклор и искусство ногайцев. Примером такого воздействия на искусство можно назвать толгау знаменитого ногайского поэта семнадцатого века Казтугана Суюнишулы «Не калды» («Что осталось») и «Меним ногайым» («Мои ногайцы»).

Примечания

  • БАКУНИН В. «Описание калмыцких народов, а особливо из них торгоутского, и поступков их ханов и владельцев».