Нисибисский мирный договор (298)
Нисиби́сский мирный договор 298 года — мирный договор, заключённый между Римской империей и сасанидским Ираном в городе Нисибисе по итогам войны 296—298 годов.
Предыстория
Возникшая в первой половине III века на месте Парфянского царства Сасанидская держава с первых же лет своего существования начала проводить крайне агрессивную внешнюю политику[1][2]. На западе главным противником Сасанидов являлась Римская империя[2]. Кроме того, Персия стремилась взять под свой контроль Армению — важнейшего союзника Рима в Передней Азии[3], а также Иберию[4].
В 230-х — 280-х годах внешняя политика Сасанидов на западе была в целом успешной, чему в немалой степени способствовал кризис, который переживала Римская империя. Однако после вступления на престол императора Диоклетиана ситуация в Римском государстве стабилизировалась[5], что создало предпосылки для успешной борьбы с персидскими вторжениями на территорию империи[6].
В 296 году персидский шаханшах Нарсе вторгся на территорию Армении, изгнав оттуда Трдата III, а затем — в восточные провинции Римской империи[7]. Против Нарсе была направлена армия во главе с императором Галерием[8]. В одной из битв в 297 г. римляне потерпели серьёзное поражение, что заставило их стянуть на восточную границу дополнительные части с Дуная и из Иллирии[9], а также призвать на помощь армянские войска. В 298 г. в решающем сражении при Сатале в Армении армия Галерия нанесла персам сокрушительное поражение[7]; кроме того, в руки римлян попали члены царской семьи и обоз[10]. В результате Нарсе был вынужден пойти на мирные переговоры[11].
Участники переговоров
По согласованному решению Диоклетиана и Галерия представителем Римской империи на мирных переговорах был назначен magister memoriae Сикорий Проб[12]. С персидской стороны в переговорах участвовали сам шаханшах Нарсе, а также его приближённые: Аффарба, Архапет и Барсаборс[12].
Условия договора
Сведения об условиях Нисибисского мирного договора содержатся, главным образом, в двух источниках: это сочинения Аммиана Марцеллина[13] и Петра Патрикия[12].
Согласно Аммиану, по условиям Нисибисского мира к Риму перешли пять областей в Верхней Месопотамии: Арзанена, Моксоена, Забдикена, Регимена и Кордуэна.
Пётр Патрикий сообщает более подробные сведения и перечисляет целый ряд условий римско-персидского договора:
- передача Риму Интилены, Софены, Арзанены, Кордуэны и Забдикены;
- установление границы между Римской империей и Сасанидским царством по Тигру;
- определение чёткой границы между Персией и Арменией (по границе Мидии);
- назначение царей Иберии переходит в ведение римских императоров;
- определение Нисибиса единственным местом торговли между Римом и Ираном.
В перечнях Аммиана и Петра совпадают названия трёх областей: Арзанены, Кордуэны и Забдикены. Что касается двух остальных, то здесь, скорее всего, предпочтение следует отдать списку Аммиана, имевшего достаточно высокое положение при императорском штабе в момент заключения мирного договора 363 года (при описании которого историк и сообщает о договоре 298 г.) и, следовательно, вряд ли допустившего ошибку в таком важном вопросе[14].
Значение и последствия договора
После заключения Нисибисского договора вплоть до 337 года военные конфликты между Римской империей и сасанидским Ираном фактически прекратились. Это позволило обеим державам сосредоточиться на решении внутренних проблем, поскольку в начале IV века и в Риме, и в Иране обострилась внутриполитическая борьба.
Прекращение военных действий предоставило Риму, Ирану и их союзникам передышку и позволило избежать многочисленных человеческих жертв и экономического ущерба[15][16].
Нисибисский договор закрепил военно-политическую гегемонию Римской империи в переднеазиатском регионе более чем на 60 лет — до тех пор, пока в 363 г. не был подписан новый римско-персидский договор о разделе сфер влияния в Азии[17].
Международная торговля на Ближнем Востоке в значительной мере перешла под контроль Рима, поскольку торговые операции между римскими и персидскими торговцами происходили на римской территории (в Нисибисе).
Одним из последствий заключения Нисибисского мира стало признание обеими державами суверенитета Армянского царства, нарушенного персами в ходе войны 296—298 годов[18], и определение границ Армении.
В то же время Нисибисский мир 298 года с самого начала фактически являлся перемирием, поскольку Сасаниды пошли на его подписание под давлением обстоятельств и не могли смириться с усилением римских позиций в Месопотамии и Закавказье. В связи с этим обе стороны готовились к дальнейшему продолжению вооружённой борьбы за господство в Передней Азии[19]. Так, именно в годы, последовавшие за Нисибисским договором, римлянами была усилена имевшая важное стратегическое значение линия укреплений на границе с Месопотамией по линии Дамаск — Пальмира — Сура (так называемая Strata Diocletiana)[6]. Под влиянием Рима Иберия в 330 году приняла христианство, объективно став ещё одним союзником империи в Закавказье[20].
В военно-историческом аспекте Нисибисский договор 298 года ознаменовал завершение первого этапа римско-персидских войн[21].
Примечания
- ↑ Фрай Р. Наследие Ирана. М., 2002. С. 291.
- ↑ 2,0 2,1 The Cambridge history of Iran. Vol. 3(1). The Seleucid, Parthian and Sasanian periods / Ed. by E. Yarshater. 1983. P. 124.
- ↑ Garsoian N. Armeno-Iranian relations in the pre-Islamic period // Encyclopaedia Iranica. . Дата обращения: 2 февраля 2011. Архивировано 8 декабря 2010 года.
- ↑ Hitchins K. Georgia II. History of Iranian-Georgian Relations // Encyclopaedia Iranica. . Дата обращения: 2 февраля 2011. Архивировано 27 декабря 2010 года.
- ↑ Зелинский Ф. Ф. Римская империя. СПб., 1999. С. 385, 388.
- ↑ 6,0 6,1 Dignas B., Winter E. Rome and Persia in Late Antiquity. Neighbours and Rivals. Cambridge, 2007. P. 31.
- ↑ 7,0 7,1 Bruno W. Häuptli. Trdat III // Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon . Дата обращения: 2 февраля 2011. Архивировано 30 августа 2011 года.
- ↑ Евтропий. Краткая история от основания Города. IX. 24; 25. 1.
- ↑ Евтропий. Краткая история от основания Города. IX. 25. 1.
- ↑ Евтропий. Краткая история от основания Города. IX. 25; Фест. Бревиарий римской истории. XIV. 5; XXV. 2 — 3; Орозий. История против язычников. VII. 25. 11
- ↑ Пётр Патрикий. Отр. 12.
- ↑ 12,0 12,1 12,2 Петр Патрикий. Отр. 13.
- ↑ Аммиан Марцеллин. Деяния. XXV. 7. 9.
- ↑ Дмитриев В.А. Сасанидское государство в известиях римского историка Аммиана Марцеллина // Вестник Псковского государственного педагогического университета. Серия «Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки». Вып. 3. 2008. С. 12.
- ↑ К. В. Тревер. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. IV в.до н. э. — VII в. н. э. . Дата обращения: 3 февраля 2011. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Lieu S. Nisibis // Encyclopaedia Iranica. . Дата обращения: 1 февраля 2011. Архивировано 8 декабря 2010 года.
- ↑ Dignas B., Winter E. Rome and Persia in Late Antiquity. Neighbours and Rivals. Cambridge, 2007. P. 29 — 31.
- ↑ История Древнего мира. том 3. Упадок древних обществ. Лекция 9: Закавказье и сопредельные страны между Ираном и Римом. Христианизация Закавказья. . Дата обращения: 2 февраля 2011. Архивировано 13 мая 2012 года.
- ↑ The Roman Eastern Frontier and the Persian Wars (AD 226—363). A Documentary History / Comp. and ed. by M.H. Dodgeon and S.N.C. Lieu. L. — N.Y., 2005. P. 3.
- ↑ Daryaee T. Sasanian Persia. The Rise and Fall of an Empire. L., 2009. P. 13.
- ↑ Дмитриев В. А. «Всадники в сверкающей броне»: Военное дело сасанидского Ирана и история римско-персидских войн. СПб., 2008. С. 182—185.