Николин, Виктор Владимирович
Виктор Владимирович Николин | |
---|---|
Дата рождения | 25 ноября 1957 (67 лет) |
Место рождения | Омск, РСФСР, СССР |
Страна | СССР → Россия |
Научная сфера | философ, педагог |
Место работы | Омский государственный педагогический университет |
Альма-матер |
Омский политехнический институт Уральский государственный университет Омский государственный педагогический университет |
Учёная степень | доктор философских наук (2002) |
Учёное звание | профессор |
Известен как | специалист в области философии, педагогики, общественный деятель. |
Ви́ктор Влади́мирович Нико́лин (род. 25 ноября 1957, РСФСР, СССР) — советский и российский философ, педагог, общественный деятель, специалист в области информатики и культурологии. Доктор философских наук (2002), профессор. Автор более тридцати философских трудов, в которые входит серия работ по осмыслению русского антропологического проекта. Общественная деятельность направлена на привлечение внимания государства и общества к проблемам современного образования.
Биография
Родился 25 ноября 1957 года в Омске[1].
В 1975 году окончил школу № 18[1].
В 1980 году окончил Омский политехнический институт по специальности «вычислительные машины, инженер-системотехник»[1].
В 1980–1983 годы работал в Петропавловске, Казахстан, на заводе имени В. И. Ленина[1].
В 1986 годы окончил философскую аспирантуру Уральского государственного университета и защитил диссертации на соискание учёной степени кандидат философских наук по теме «Категория всеобщего труда в работах К. Маркса. Методологический аспект».
В 1985–1997 годы — директор и научный руководитель авторской семейной школы № 222 при Октябрьском РОНО г. Свердловска (Екатеринбург)[1].
С 1998 года — доцент, затем профессор кафедры философии Омского государственного педагогического университета[1].
В 2002 году окончил докторантуру по философии в ОмГПУ и там же защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Машинность как всеобщий принцип воспроизводства: Онтологический аспект экспансии машины в немашинные сферы бытия» (специальность 09.00.01 — онтология и теория познания)[2].
Научная деятельность
- Философия техники
Стадии замены человека машиной: механизация, когда человек прототип технического средства, автоматизация, когда прототипом становится природный процесс и сериация, когда прототипом становится симулякр. Первая стадия сохраняет антропоморфность и человеческие смыслы, но их формализует; вторая устраняет воздействие и бытие человека из производства; третья, агрессивно подменяет в самом человеке человеческое. Машины, возникающие путём замены определённых способностей человека, развиваются в следующем порядке, в XIV в. преобладание развития двигательной машины, с XVI — энергетической, с XVIII — передаточной, с сер. XX в. — управляющей. В настоящее время идёт четвертая технологическая революция, или информационная, связанная с передачей машине инсайта и комбинаторного творчества, созданием творческого звена машины, после чего машина вполне может стать автономной системой существования, не нуждающейся в человеке. В этой системе человеку уготовлено место винтика и части, подчиненной дисциплине машины, хотя он может создавать иррациональное, выходящее и превосходящее машинное[2].
- Философия сказки
Выработано своё понимание смысла сказки и её участие в воспроизводстве архаичной и современной культуры, своя классификация сказки по типам возрастных сюжетов. Выделены возраста: дитя, парень, мужик и старик, и четыре потусторонних возраста, у каждого свои сказки и цели, свое пространство, помощники, ритуалы, которые сохранила сказка. Она показывает, как менялась языческая культура, какие цели в отношении к возрасту ставила. Показано, что возрастная структура общества самая близкая к природе и подлинному бытию человека. Например, в результате анализа сказки «семеро козлят» дается ответ, почему они козлята, почему их семеро, почему козы не бывает дома, почему волк поймал всех козлят, кроме того, который спрятался в печке, почему козлята живыми выскакивают из его живота, когда он прыгает через костер. То есть, становятся видимыми смыслы возрастного ритуала инициации, спрятанного в сказке[3].
- Русский антропологический проект
Автором написано свыше 20 проектов. Исследование идет путём герменевтического погружения в авторское пространство и творчество писателя или мыслителя, преимущественно русского (А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, П. Я. Чаадаев, А. С. Хомяков, Вл. Соловьёва, Льва Толстого и других. Николин исследует философские труды не только русских но и западных авторов. В сферу его интересов включены: Фридрих Ницше, Жан-Поль Сартр, Жиль Делёз, Жан Бодрийяр, Жан-Франсуа Лиотар, Ален Бадью, Французская постфеноменология, Юрген Хабермас, Мартин Хайдеггер и другие, а также Аристотель, Платон, Плотин, ранее православие, восточные мыслители. Обобщением исследований в области русского антропологического проекта является разработка специфической концепции алгоритма развития цивилизации, аналогичной той, которую представлял Л. Н. Гумилёв, но адаптированная к современной России.
Педагогика
Идеи, изложенные в статьях и книгах Виктора Николина, позволяют сделать процесс обучения более эффективным. В них исследуются такие понятия, как нормы, присутствующие в семье; тип интереса; коллективное воспитание; знания делится в соответствии с вопросами «что», «как» и «кто»; они получают информационную и методологическую направленность. Выработана система тройного погружения: вначале дается картина мира науки и стиль научного мышления, после чего ребенок получает видимое представление о единстве научной отрасли знания. Во втором погружении дети, под руководством другого учителя, готовят самостоятельно разделы и докладывают на конференциях друг другу о своих находках, что расширяет субъективный профиль знания и памяти. На третьем этапе они учатся презентации и сдаче экзамена[4]. Эта методика позволяет говорить об индивидуальном обучении и развитии самообучения у детей, что существенно усиливает творческий и волевой потенциал их личности, позволяет ускорить обучение, сокращая его на три года и повышая его качество[5][6][7][8].
Научные труды
- Волшебная сказка: исследование воспроизводства культуры. — Екатеринбург, 2000. — ISBN 5-7385-0054-7
- Философия образования. — ОмГПУ, 2010. — ISBN 5-8268-0394-5
- Немецкая классическая философия. Кант. Фихте. Шеллинг. — ОмГПУ, 2009. — ISBN 978-5-8268-1382-9
- Немецкая классическая философия. Гегель. Маркс. — ОмГПУ, 2011;
- Сериация в рекламе, кино и фантастике. — И. П. Загурский С. В., 2016. — ISBN 978-5-903118-69-4
- Философия техники: машинность и мегамашинность. — ОмГПУ, 2010.— ISBN 5-8453-0040-1
- Время и феномен бытия человека. (с О. И. Николиной) — ОмГПУ, 2014.— ISBN 978-5-8268-1857-2
- Русский проект: Пушкин, Хомяков, Вл. Соловьёв. — ОмГПУ, 2010;
- Русский антропологический проект: Тургенев, Толстой. — ОмГПУ, 2008. — ISBN 5-85540-559-1.
- Пятикнижие Ф. М. Достоевского. — И. П. Шелудниченко А. В., 2016. — ISBN 978-5-9909044-1-5
- Русский антропологический проект: критика русского разума С. Н. Булгакова. — И. П. Загурский С. В. — 2016;
- Русский антропологический проект: всеединство и теократия Владимира Соловьёва. — И. П. Шелудивченко А. В., — 2017— ISBN 978-5-9909044-3-9
- Философия текста.
- Фантастика: диалог научного и обыденного. 2016. — 441 с.
- Традиция в пьесах А. Н. Островского. 2017. ‑ 410 с.
- «Обломовщина». Крах дворянского рода Вс. С. Соловьёв. 2018. — 428 с.
- Русская почва. 2018. — 461 с.
- Критика. Грибоедов, Белинский, Герцен, Чернышевский. 2019. — 256 с.
- Поиск единицы антропной цивилизации. 2018—473 с.
- Антропология цивилизаций. Рим. Византия. Греция. 2018. — 464 с.
- Человек в Древней Греции. Эпос и трагедия. 2017. — 452 с.
- Человек в Древней Греции. Четыре причины Аристотеля. 2018. — 489 с.
- Человек в Древней Греции. Платон и философия. 2020. — 96 с.
- Проект человека в раннем православии. 2020. — 482 с.
- Человек рассудка и феномена. 2020. — 418 с. (с И. В. Николиным)
- Вечное возвращение и сверхчеловек Ф. Ницше. 2019. — 474 с.
- Осмысление модерна: Ю. Хабермас. 2019. — 415 с. (с И. В. Николиным)
- Экзистенциальный проект Ж.-П. Сартра. 2020. — 482 с.
- Французский постмодернизм: Бодрийяр, Бадью, Лиотар. 2020. — 471 с.
- Французская философия 2 пол ХХ в. Феноменология. 2020. — 425 с.
- Французский постмодернизм: Делез. 2020. — 200 с.
- Философия Франции: Структурализм, психоанализ. — 121 с.
- Философия гуманитарных и социальных наук. 2020. — 452 с.
- Символизм 1: До революции. 1: Блок, Гумилев. 2029. — 423 с.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Николин Виктор Владимирович . ОГПУ. Дата обращения: 31 августа 2020. Архивировано 15 августа 2020 года.
- ↑ 2,0 2,1 * Николин, Виктор Владимирович. Машинность как всеобщий принцип воспроизводства : Онтологический аспект экспансии машины в немашинные сферы бытия Архивная копия от 7 февраля 2019 на Wayback Machine : дисс. ... д-ра филос. наук : 09.00.01. — Омск, 2002. — 315 с.
- Николин, Виктор Владимирович. Машинность как всеобщий принцип воспроизводства : Онтологический аспект экспансии машины в немашинные сферы бытия : автореф. дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.01 / Ом. гос. пед. ун-т. — Омск, 2002. — 32 с.
- ↑ Виртуальная бытийность сказки в культуре . disserCat. Дата обращения: 14 сентября 2020. Архивировано 26 июля 2018 года.
- ↑ Николин, Виктор Владимирович - Человек будущего в системе образования . РГБ. Дата обращения: 31 августа 2020.
- ↑ Профессор ОмГПУ усомнился в цифрах департамента образования . bk55.ru. Дата обращения: 14 сентября 2020. Архивировано 27 сентября 2020 года.
- ↑ «Они читают книги — это значит, их будут ненавидеть» . bk55.ru. Дата обращения: 14 сентября 2020. Архивировано 20 июля 2014 года.
- ↑ Семейное образование старается преодолеть технологии тестирования . kvnews.ru. Дата обращения: 14 сентября 2020. Архивировано 5 января 2020 года.
- ↑ «Школа как таковая и не нужна, учить можно и на пеньке…» . vomske.ru. Дата обращения: 14 сентября 2020. Архивировано 22 октября 2020 года.