Ниасы

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ниасы
Современное самоназвание ниха
Численность и ареал
Всего: 600 тысяч человек

 Индонезия

Описание
Язык ниасский язык
Религия традиционные верования, христианство
Входит в австронезийские языки
Родственные народы батаки

Ниасы (ниасцы, ниха (самоназвание), оранг ниас (индонезийское)) — народ, обитающий в Индонезии. Наиболее многочисленное население острова Ниас, которое антропологически сближают с батаками. Численность народа составляет примерно 600 тыс. человек. Говорят на ниасском языке западно-австронезийской группы австронезийской семьи. Ниасцы относятся к аборигенному населению Западной Индонезии. Во внешнем облике и культуре отдельных групп ниасов есть существенные различия, особенно между северными и южными. Ниасцы — христиане-протестанты (лютеране)[1].

Традиционные занятия

  • Сельское хозяйство

Ниасы — земледельцы. Они выращивают клубнеплоды, прежде всего батат, кокосовую пальму, а также занимаются рисосеянием, преимущественно на ладанчах, а в последние десятилетия — и на заливных полях.

  • Рыболовство

В прибрежных районах занимаются морским рыболовством.

  • Охота и животноводство

Большую роль играет охота на кабанов, обезьян, оленей. Разводят свиней(в том числе и для ритуальных целей).

  • Ремесло

Развито изготовление оружия(копья, ножи, кинжалы). Ниасы умеют также выковывать шлемы и панцири из листового железа. разнообразно плетение, резьба по дереву и камню. В прошлом одежду выделывали из луба и из волокон бананов. Своеобразным ремеслом было изготовление для воинов плетеных панцирей и шлемов, а также курток из кожи[2].

Традиционное жилище

На Южном Ниасе деревни больше, с центральной улицей, мощеной массивными каменными плитами; дома стоят вплотную друг другу. К горным деревьям ведут каменные лестницы с установленными по сторонам каменными изваяниями людей и животных(ещё сохраняющиеся традиции мегалитической культуры). Некоторые деревни обнесены каменной стеной. На севере деревни меньше. Они расположены на вершинах гор, куда ведут извилистые тропы. В центре деревни находится центральная площадь, также вымощенная плитами. И здесь деревни окружены каменной стеной, а нередко ещё и земляным валом; прежде между деревнями часто велись кровавые войны. Дома свайные, каркасные, на севере овальные в плане, на юге — прямоугольные. Дома старейшин на Южном Ниасе выделяются размерами и оригинальностью архитектуры. Такой дом имеет размеры в среднем 20 на 10 метров и стоит на 50-70 очень толстых (в обхват) сваях до 1 метра высотой. Крыша очень крутая, двускатная, со слегка прогнутой плоскостью скатов. Деревянные части дома богато украшены резьбой. Половину дома занимает общая комната; в глубине её к потолку поднимаются ступени во всю ширину дома, на которых во время торжеств сидят гости (согласно рангам). На другом конце общей комнаты — очаг. За ним — отдельные помещения для жителей дома. В каждом доме обязательно есть место, где стоят изображения предков[2].

Церемониальный прыжок ниасов.

Пища

Основная пища ниасов — батат (варёный, жареный и даже сырой), печёная кукуруза, продукты морского рыболовства. Рис едят по торжественным случаям, так же как и свинину и курятину. Жуют бетень[1].

Традиционная одежда

Одеждой мужчинам служит ткань, обернутая вокруг бедер, и куртка с рукавами или без них. Женщины носят короткий каин и баджу, волосы удерживают плетеным обручем. Одежда общеиндонезийская. Прежде женщины ходили обнаженными до пояса. И мужчины и женщины носят плетеные шляпы. Украшения указывают на ранг владельца: так, золотые украшения могут носить лишь старейшины высокого ранга. Воины Северного Ниаса носили особое ожерелье калабубу, считавшееся символом военного величия и героизма[3]. На Южном Ниасе встречается татуировка[4].

Социальная организация

Деревня у ниасов составляет общину во главе с наследственным старейшиной. При вступлении на должность старейшины нужно устроить пышное угощение. Община состоит из патрилинейных больше — семейных общин. Родовой характер поселений нарушен. Домом и приусадебным участком распоряжается либо большая семья, либо выделившаяся из неё малая, землей — либо тот, кто её обрабатывал (Северный Ниас), либо вся община (Южный Ниас). У ниасов давно сложилось отчётливое сословное деление на привилегированных (старейшины и члены их семей), свободных рядовых общин и рабов. Рабами становились либо должники, либо военнопленные; они жили в отдельном доме[4].

Танец воина.

Брак и семья

В семейных отношениях господствует отцовское право. На Северном Ниасе до брака жених и невеста не должны встречаться. На Южном Ниасе жених до брака может поселиться в доме отца невесты и помогать в работе (это снижает брачную сумму). После выплаты брачной суммы жена полностью переходит к мужу (хотя продолжает сохранять свою родовую принадлежность). Многоженство встречается лишь у старейшин. Основная единица социальной организации — сельская община (банува), состоящая из локализованных сегментов патрилинейных родов (мадо). Существует кольцевая связь родов, сорорат (при запрете левирата). Семья малая, полигамия исчезла с принятием христианства в начале XX века. Существует деление на три социальных ранга: знать (сиулу), свободные общинники (сато) и потомки рабов[4].

Верования

Подавляющее большинство ниасов — анимисты, у них развит культ предков и магия. До наших дней сохраняются мегалиты. Это либо изображения предков, либо разнообразные каменные сооружения, покрытые сложной резьбой и посвященные предкам. Внутри некоторых каменных плит — специальные отверстия для хранения черепов умерших. С культом предков и анимизмом связана широко распространенная прежде «охота за головами», поводом к которой было любое важное событие жизни ниаса. В похоронных обрядах ниасов много общего с аналогичными обрядами у батаков и особенно у даяков. В настоящее время ниасы оставили многие прежние обычаи (такие как, «охота за головами», человеческие жертвоприношения, подпиливание зубов и прочее). Давно прекращены войны между деревнями. В жизнь ниасов прочно вошли товарно-денежные отношения; многие свои продукты они продают, покупая необходимое[4].

Культура

Развиты народные танцы, речитативное исполнение мифов и генеалогий, спортивные и другие игры. Сохранялась традиция возведения мегалитических сооружений (монолитов, каменных стен, дольменов и т. д.) в деревнях[5].

Примечания

  1. 1,0 1,1 (Бернова А. А. 1999: 375).
  2. 2,0 2,1 (Маретин Ю. В. 1966: 250).
  3. Muhammad Husni, Tiarma Rita Siregar. Perhiasan Tradisional Indonesia (Traditional Ornaments of Indonesia). — Direktorat Jenderal Kebudayaan, 2000.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 (Маретин Ю. В. 1966: 251).
  5. (Бернова А. А. 1999: 376).

Литература

  • Бернова А. А. Ниасы // Народы и религии мира / Глав. ред. В. А. Тишков. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. С. 375—376.
  • Маретин Ю. В. Народы Индонезии. Ниасы. // Народы Юго-Восточной Азии / Ред. А. А. Губер, Ю. В. Маретина, Д. Д. Тумркин, И. Н. Чебоксаров. М.: Наука, 1966. С. 250—251.

Ссылки