Не рыдай Мене, Мати

«Не рыда́й Мене́, Ма́ти» (церк.-слав. Не рыда́й менѐ, мт҃и) — иконографическая композиция, представляющая Христа во гробе: обнажённое тело Спасителя наполовину погружено во гроб, голова приопущена, глаза закрыты, руки сложены крест-накрест. За спиной Христа крест, часто с орудиями страстей.
Название взято из ирмоса девятой песни канона Космы Маюмского на Великую субботу, послужившего также одним из источников иконографии:[1]
Не рыдай по Мне, Мать, видя, как в гробу лежит Сын, во чреве Твоем зачатый без семени: ибо восстану Я, и прославлюсь и, как Бог, вознесу во славе всех, с верою и любовью непрестанно Тебя величающих.
Чаще всего слева (по отношению к зрителю) от Христа изображается оплакивающая его Богородица, состав прочих предстоящих различен в разных изводах и повторяет подбор персонажей сцены Распятия. Известны также одиночные изображения Христа без оплакивающих.
В сочетании с изображением нерукотворного образа Спасителя на многих иконах образует устойчивую составную композицию «Спас Нерукотворный — Не рыдай Мене, Мати», при этом Спас Нерукотворный (чаще с ангелами) изображается в верхнем регистре иконы, а композиция «Не рыдай Мене, Мати» — в нижнем.
Композиция совмещает сцены «Снятия со креста» и «Положения во гроб», посвящена оплакиванию Христа. По мнению других исследователей — «Мандилион» и «Akra Tapeinosis»[2].
Сцена оплакивания Христа Марией в западном искусстве получила именование «Пьета́» (итал. pietà — оплакивание).
Примечания
- ↑ Бирюкова М. Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе. Архивная копия от 18 февраля 2020 на Wayback Machine // Газета «Православная вера». 2014. № 7 (507).
- ↑ Шалина А. И. Икона «Христос во гробе» и нерукотворный образ на константинопольской плащанице. Архивная копия от 12 декабря 2008 на Wayback Machine // Православие.ру, 30.01.2002