Не дай бог!

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Не дай Бог!»)
«Не дай бог!»
Тип Еженедельная предвыборная газета
Формат широкоформатный
Издатель маркетинговая компания Ad Motion (2012)
Главный редактор Леонид Милославский (1996)
Владимир Мамонтов (2012)
Основана 20 апреля 1996 года
15 февраля 2012
Прекращение публикаций 29 июня 1996 года
март 2012
Политическая принадлежность Антикоммунизм (1996 год)
Язык Русский язык
Цена Бесплатно
Тираж 10 000 000 экз. (1996 год[1])
5 490 000 (2012 год[2])

«Не дай бог!» — бесплатная еженедельная антикоммунистическая газета, выходившая перед выборами президента России 1996 года тиражом 10 млн экземпляров. Печатала негативные материалы в адрес главного соперника действующего президента Бориса Ельцина — Геннадия Зюганова, который в ответ мог противопоставить только газеты «Правда» и «Советская Россия», а также региональные издания. В ходе президентских выборов 2012 года газета вновь публиковалась в течение 2 месяцев, на этот раз она была направлена против участников протестов против массовых фальсификаций на парламентских выборах.

История издания

Верно, что издавать бесплатную газету, в которой нет рекламы, можно только в том случае, если есть специальное финансирование. Как верно и то, что такой газеты в России никогда еще не было. Ни разу. За всю историю страны. Никто никогда не издавал бесплатную цветную газету таким огромным тиражом и не распространял её за свой счет по всей территории страны - редакционное письмо в четвёртом выпуске газеты "Не дай Бог!".

Газета существовала с 20 апреля по 29 июня 1996 года, было выпущено девять номеров. В первых выпусках не содержалось никаких сведений о редакции и тираже. 16 мая 1996 года Центральная избирательная комиссия выпустила постановление, где говорилось, что издание газеты без выходных данных нарушает избирательное законодательство[3]. Только со второго номера в газете были указаны создатели, с седьмого появился учредитель — «Московский региональный фонд поддержки первого Президента Российской Федерации», а на страницах издания появилось пояснение: «Финансирование газеты организовано группой состоятельных российских граждан, которым совершенно небезразлично, что произойдёт с этой страной после 16 июня». Финансированием газеты занимались поддерживавшие Бориса Ельцина олигархи, роль издательского дома «Коммерсантъ» в её издании является темой споров[4]. Общая стоимость публикации газеты, по оценкам Андрея Васильева, составляла 13 миллионов долларов; предположительно, финансирование осуществлялось через «Фонд частной собственности» Анатолия Чубайса.

Главным редактором газеты был Леонид Милославский, сотрудник издательского дома «Коммерсантъ» (после выборов, с августа 1996 года, стал его генеральным директором)[1][5]. Над самой газетой работали журналисты из изданий ИД «Коммерсантъ»[6] (материалы писали Андрей Колесников, Валерий Панюшкин и Сергей Мостовщиков, членом редколлегии был Игорь Свинаренко[7], заместителем главного редактора — Андрей Васильев), а также некоторые сотрудники газеты «Аргументы и факты»[1].

Газета была цветной и отличалась высококачественным полиграфическим исполнением, в то время как остальная печать была чёрно-белая. Распространялась преимущественно в регионах (в Москве распространялась мало: считалось, что столица и так будет против коммунистов) и разносилась по почтовым ящикам жилых домов, для чего была украдена база данных почтовых адресов.

После победы Бориса Ельцина на выборах, 25 июля 1996 года, президентским распоряжением за активное участие в организации и проведении выборной кампании Президента Российской Федерации в 1996 году Леониду Милославскому (как и ряду других представителей СМИ) была объявлена благодарность.

Содержание

Основными тезисами газеты являлись: начало гражданской войны в случае победы Зюганова, начало массовых арестов и расстрелов, голод. Например, в один из номеров была помещена старая фотография (видимо, 1920-х годов, но без точной датировки и атрибуции) повешенных на балконах и столбах людей; в подписи предполагалось, что именно так готовы действовать многие противники Ельцина. Наблюдатели отмечали использование газетой технологий манипулирования[8][9]. Зюганов на её страницах неоднократно сравнивался с Гитлером[10]; так, в выпуске от 25 мая вышла статья «Зюг Хайль», где говорилось: «Когда страна переживает трудный период, одни политики работают в меру сил, чтобы трудности преодолеть. Другие предпочитают трудности использовать, чтобы, спекулируя на них, самим добраться до власти. Главное в этой тактике — как можно больше критиковать и как можно больше обещать. Именно таким образом в 1933 году пришёл к власти в Германии Адольф Гитлер. И именно таким способом сегодня пытается стать президентом России Геннадий Зюганов». В каждом номере печатались тексты, заявляемые как письма сторонников Зюганова (часто с орфографическими и пунктуационными ошибками), с угрозами физической расправы над оппонентами.

Подзаголовок издания гласил: «газета о том, что будет после 16 июня» (имелся в виду день голосования). Член штаба Ельцина Сергей Лисовский (задержанный 19 июня 1996 г. с коробкой из-под ксерокса с 500 тысячами долларов) позднее писал, что газета «была построена по всем правилам организации печатного издания, со знанием того, как вызвать читательский интерес и сделать издание популярным»[11]. Издание имело постоянные рубрики:

  • редакционная статья;
  • актуальный репортаж;
  • портрет региона;
  • актуальное интервью;
  • рубрика «Так было»;
  • рубрика «Отдайте свой голос детям!»;
  • рубрика «Если бы Зюгановым был я» (в роли главы КПРФ себя пробовали Валерия Новодворская, парапсихолог Юрий Лонго и др.);
  • рубрика «Звёзды о красных» (с критикой Зюганова и коммунистов выступали деятели культуры);
  • рубрика «Читательский конкурс» (со старых фотографий удалялись фрагменты советских лозунгов, читателям предлагалось восстановить убранные слова; победителю обещали поездку в Чехию, где, как говорила редакция, он «сможет дополнительно убедиться в том, как все-таки хорошо жить без коммунистов»);
  • рубрика «С коммунистическим приветом» (публиковались написанные в агрессивном тоне письма сторонников Зюганова);
  • обзор писем;
  • фотографии времён СССР (примеры: огромный портрет Брежнева; очередь за водкой; алкоголик в ватнике и ушанке на площади небольшого городка с памятником Ленину; разрушенная церковь);
  • плакат-постер (пример: огромная фигура Зюганова, который нависает над городом и «дразнит» его куском колбасы, надпись на плакате — «Служи!»[12]);
  • кроссворд (названия: «Коммунизм вдоль и поперёк», «Звездословица», «Назад, к победе коммунизма»); пример вопроса и ответа: «Праздник коммунистического труда, символами которого были Ленин и Бревно (субботник)».

На страницах газеты публиковались известные артисты, высказывавшиеся против прихода к власти Г. Зюганова (или против социализма в России): французские киноактёры Пьер Ришар и Жерар Депардьё, звёзды популярных тогда сериалов Вероника Кастро (сериалы «Богатые тоже плачут» и «Дикая Роза»), Виктория Руффо (сериал «Просто Мария»), Глория Пирес (сериал «Секрет тропиканки»), звёзды сериала «Санта-Барбара», российские деятели эстрады и кино — Андрей Макаревич, Людмила Зыкина, Эдита Пьеха, Николай Расторгуев, Алексей Баталов, Михаил Боярский, Армен Джигарханян, Михаил Жванецкий, Леонид Якубович, Ролан Быков, Марина Влади, Донатас Банионис, Олег Табаков и др.

Издание на выборах 2012 года

Первый номер возрождённой газеты «Не дай Бог!» в формате бесплатной цветной восьмиполосной вкладки был выпущен в общенациональных газетах «Аргументы и факты» (15 февраля 2012 г.[13]) и «Комсомольская правда» (16 февраля[1]), последний — уже после президентских выборов в марте 2012 года.

Выпуском газеты «Не дай Бог!» занимались бывший директор принадлежащей кандидату в президенты Михаилу Прохорову медиагруппы «Живи!» Юрий Кацман и бывший главный редактор «Известий» Владимир Мамонтов. Последний получил должность по инициативе инвесторов, имена которых не были названы[14][15]. Как отмечается в исходных данных тематического выпуска, его учредителем является ЗАО ИД «Комсомольская правда», сама газета редактируется и издается малоизвестной маркетинговой группой «Ad Motion[1]» при поддержке председателя совета директоров торгового портала Fabrikant.ru Сергея Габестро, бывшего руководителя Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Москвы Александра Левченко и экс-совладельца холдинга «Вимм-Билль-Данн» Давида Якобашвили[13].

Целью газеты называлась борьба за честные выборы и против попыток изменить их результаты[2], или, согласно главному редактору Владимир Мамонтову, честные прозрачные президентские выборы и «антиоранжевая» направленность.

В первом выпуске газеты были опубликованы материалы с критикой оппозиции[1] и броскими заголовками: «Болотная — Поклонная: куда двинется страна?», «Митинги сдуются, проблемы останутся», «О чем молчит „болото“», многие из которых были посвящены прогнозам и сценариям дальнейшего развития событий в стране в случае кардинальной смены власти. В числе авторов первого номера были публицист Леонид Радзиховский, журналисты Максим Шевченко и Наталья Барабаш, писатель Виктор Ерофеев, а также украинские журналисты Анатолий Вассерман и главный редактор газеты «Известия в Украине» Янина Соколовская, последние в своих материалах критиковали оранжевую революцию и утверждали о роли в её успехе США[2][13]. Попутно имелись развлекательные материалы, среди которых были карикатурные портреты участников протестов и комиксы о негативных последствиях смены власти для населения РФ (анархия, военная оккупация со стороны стран Запада[16])[1].

Оценки

Журналист Олег Кашин в 2006 году писал: «Читать это мерзко до сих пор. Такого насилия над сознанием людей, кажется, не было ни до, ни после. Любой человек, если он человек, содрогнется от цинизма и подлости антизюгановской пропаганды 1996 года»[17]. Кашин также отмечал: «Каким бы ни был Зюганов, эти журналисты за деньги занимались тем, про что можно сказать лишь одно: „Так нельзя“»[18]. Реинкарнацию издания в 2012 году журналист оценил как фарс, через который повторяется история. По его мнению, эта газета сможет пугать настоящим — в отличие от своего предшественника, пугавшего возможным возвратом советского прошлого[19].

Директор фонда «Общественное мнение» Александр Ослон, работавший в штабе Ельцина (в составе аналитической группы, которой руководили А. Б. Чубайс и В. В. Илюшин), называл газету «единственным по-настоящему действенным антикоммунистическим проектом» в ходе предвыборной кампании[20].

Доктор философских наук Р. Л. Лившиц в качестве одной из причин отсутствия у молодёжи интереса к политике называл «аморализм правящего режима», примером которого была и газета «Не дай Бог!»[21].

Бывшие сотрудники газеты по-разному оценивали свой труд. Валерий Панюшкин считал обоснованным возможное недоверие читателей к своим материалам, Андрей Колесников называл 1996 год «лучшим временем в жизни».

Библеист и публицист Андрей Десницкий в 2016 году по случаю 20-летия избирательной кампании 1996 года отмечал: «Само название подсказывало: речь идёт не просто о политическом процессе, а об экзистенциальном выборе между Богом и дьяволом (в образе Зюганова). Газета не чуралась откровенных манипуляций <…> А значит, у выборов может быть только один, заранее определённый результат. И всем было очевидно, что для его достижения необходимы, мягко говоря, экстраординарные меры»[22].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Предотвратить "русский бунт" Архивная копия от 17 июня 2021 на Wayback Machine "Lenta.ru", 16.02.2012
  2. 2,0 2,1 2,2 Вышел первый номер предвыборной газеты "Не дай Бог!" Архивная копия от 13 февраля 2016 на Wayback Machine "Lenta.ru", 16.02.2012
  3. Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 16 мая 1996 г. N 95/775-II «О соблюдении установленных избирательным законодательством порядка и правил ведения предвыборной агитации в ходе подготовки к выборам Президента Российской Федерации»
  4. Не дай Бог! // Коммерсантъ-Деньги, № 17 (221), 5 мая 1999
  5. Справка на сайте kommersant.ru (недоступная ссылка)
  6. Все будет хорошо // Коммерсантъ-Власть, № 1 (207), 21 января 1997
  7. Выборы-96 // Коммерсантъ, № 112 (1070), 5 июля 1996
  8. Авченко В. Теория и практика политических манипуляций в современной России Архивная копия от 22 марта 2007 на Wayback Machine, 2002
  9. Быкова О. Н. Языковое манипулирование Архивная копия от 14 марта 2007 на Wayback Machine // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. Вып. 1 (8). Красноярск, 1999.
  10. В одном из номеров было опубликовано «письмо из будущего», где говорилось: «Страну нашу <…> переименовали — теперь живем в Зюгославии. Столица Зюгодан называется. <…> Ходят теперь эти самые оборзюги по городу и за порядком наблюдают. Все — с зюгометами. А в помощь им совсем пацанов, подзюганков набирают — из активистов „Гитлерзюгенда“». См. Олег Кашин: Ельцин — Зюганов. Десять лет спустя Архивная копия от 18 апреля 2009 на Wayback Machine // Взгляд, 3 июля 2006
  11. Лисовский С. Ф. Политическая реклама. — М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000. — С. 156—158.
  12. «Не дай Бог!» и выборы-96. Весна-лето 1996 (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 октября 2011. Архивировано 22 сентября 2011 года.
  13. 13,0 13,1 13,2 Первый номер предвыборной газеты «Не дай Бог!» вышел вкладкой в «АиФ» Архивная копия от 2 февраля 2016 на Wayback Machine «РИА-Новости», 15.02.2012
  14. Издатель антиоранжевой газеты «Не дай Бог!» — кипрский офшор Архивная копия от 28 сентября 2015 на Wayback Machine Газета «Маркер»
  15. Русские медиа изнутри. Юрий Кацман, издатель газеты «Не дай Бог!» Архивная копия от 28 сентября 2015 на Wayback Machine «Афиша», 01.02.2012
  16. Диафильм: Чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей вершка не отдадим! Архивная копия от 31 января 2016 на Wayback Machine «Не дай Бог!» № 3, 29 февраля — 6 марта 2012
  17. Олег Кашин: Ельцин — Зюганов. Десять лет спустя Архивная копия от 18 апреля 2009 на Wayback Machine // Взгляд, 3 июля 2006
  18. Кашин О. Драмы Архивная копия от 31 декабря 2010 на Wayback Machine // Русская жизнь, 14 сентября 2007
  19. «У нового „недайбога“ более выгодное положение: эта газета сможет пугать настоящим» Архивная копия от 27 января 2016 на Wayback Machine «Коммерсантъ FM», 31.01.2012
  20. Ослон А. Как в 1996 году Аналитическая группа сделала опросы социальным фактом Архивировано 22 сентября 2007 года. // Социальная реальность, № 6, 2006
  21. Лившиц Р. Л. Молодое поколение не выбирает (отчуждение молодежи от политики в постсоветской России: причины и последствия) // Credo, 2002
  22. Десницкий А. С. Ошибка президента. Газета.Ru (4 февраля 2016). Дата обращения: 9 мая 2017. Архивировано 23 октября 2020 года.

Ссылки