Не дай бог!
«Не дай бог!» | |
---|---|
Тип | Еженедельная предвыборная газета |
Формат | широкоформатный |
Издатель | маркетинговая компания Ad Motion (2012) |
Главный редактор |
Леонид Милославский (1996) Владимир Мамонтов (2012) |
Основана |
20 апреля 1996 года 15 февраля 2012 |
Прекращение публикаций |
29 июня 1996 года март 2012 |
Политическая принадлежность |
Антикоммунизм (1996 год) |
Язык | Русский язык |
Цена | Бесплатно |
Тираж |
10 000 000 экз. (1996 год[1]) 5 490 000 (2012 год[2]) |
«Не дай бог!» — бесплатная еженедельная антикоммунистическая газета, выходившая перед выборами президента России 1996 года тиражом 10 млн экземпляров. Печатала негативные материалы в адрес главного соперника действующего президента Бориса Ельцина — Геннадия Зюганова, который в ответ мог противопоставить только газеты «Правда» и «Советская Россия», а также региональные издания. В ходе президентских выборов 2012 года газета вновь публиковалась в течение 2 месяцев, на этот раз она была направлена против участников протестов против массовых фальсификаций на парламентских выборах.
История издания
Верно, что издавать бесплатную газету, в которой нет рекламы, можно только в том случае, если есть специальное финансирование. Как верно и то, что такой газеты в России никогда еще не было. Ни разу. За всю историю страны. Никто никогда не издавал бесплатную цветную газету таким огромным тиражом и не распространял её за свой счет по всей территории страны - редакционное письмо в четвёртом выпуске газеты "Не дай Бог!".
Газета существовала с 20 апреля по 29 июня 1996 года, было выпущено девять номеров. В первых выпусках не содержалось никаких сведений о редакции и тираже. 16 мая 1996 года Центральная избирательная комиссия выпустила постановление, где говорилось, что издание газеты без выходных данных нарушает избирательное законодательство[3]. Только со второго номера в газете были указаны создатели, с седьмого появился учредитель — «Московский региональный фонд поддержки первого Президента Российской Федерации», а на страницах издания появилось пояснение: «Финансирование газеты организовано группой состоятельных российских граждан, которым совершенно небезразлично, что произойдёт с этой страной после 16 июня». Финансированием газеты занимались поддерживавшие Бориса Ельцина олигархи, роль издательского дома «Коммерсантъ» в её издании является темой споров[4]. Общая стоимость публикации газеты, по оценкам Андрея Васильева, составляла 13 миллионов долларов; предположительно, финансирование осуществлялось через «Фонд частной собственности» Анатолия Чубайса.
Главным редактором газеты был Леонид Милославский, сотрудник издательского дома «Коммерсантъ» (после выборов, с августа 1996 года, стал его генеральным директором)[1][5]. Над самой газетой работали журналисты из изданий ИД «Коммерсантъ»[6] (материалы писали Андрей Колесников, Валерий Панюшкин и Сергей Мостовщиков, членом редколлегии был Игорь Свинаренко[7], заместителем главного редактора — Андрей Васильев), а также некоторые сотрудники газеты «Аргументы и факты»[1].
Газета была цветной и отличалась высококачественным полиграфическим исполнением, в то время как остальная печать была чёрно-белая. Распространялась преимущественно в регионах (в Москве распространялась мало: считалось, что столица и так будет против коммунистов) и разносилась по почтовым ящикам жилых домов, для чего была украдена база данных почтовых адресов.
После победы Бориса Ельцина на выборах, 25 июля 1996 года, президентским распоряжением за активное участие в организации и проведении выборной кампании Президента Российской Федерации в 1996 году Леониду Милославскому (как и ряду других представителей СМИ) была объявлена благодарность.
Содержание
Основными тезисами газеты являлись: начало гражданской войны в случае победы Зюганова, начало массовых арестов и расстрелов, голод. Например, в один из номеров была помещена старая фотография (видимо, 1920-х годов, но без точной датировки и атрибуции) повешенных на балконах и столбах людей; в подписи предполагалось, что именно так готовы действовать многие противники Ельцина. Наблюдатели отмечали использование газетой технологий манипулирования[8][9]. Зюганов на её страницах неоднократно сравнивался с Гитлером[10]; так, в выпуске от 25 мая вышла статья «Зюг Хайль», где говорилось: «Когда страна переживает трудный период, одни политики работают в меру сил, чтобы трудности преодолеть. Другие предпочитают трудности использовать, чтобы, спекулируя на них, самим добраться до власти. Главное в этой тактике — как можно больше критиковать и как можно больше обещать. Именно таким образом в 1933 году пришёл к власти в Германии Адольф Гитлер. И именно таким способом сегодня пытается стать президентом России Геннадий Зюганов». В каждом номере печатались тексты, заявляемые как письма сторонников Зюганова (часто с орфографическими и пунктуационными ошибками), с угрозами физической расправы над оппонентами.
Подзаголовок издания гласил: «газета о том, что будет после 16 июня» (имелся в виду день голосования). Член штаба Ельцина Сергей Лисовский (задержанный 19 июня 1996 г. с коробкой из-под ксерокса с 500 тысячами долларов) позднее писал, что газета «была построена по всем правилам организации печатного издания, со знанием того, как вызвать читательский интерес и сделать издание популярным»[11]. Издание имело постоянные рубрики:
- редакционная статья;
- актуальный репортаж;
- портрет региона;
- актуальное интервью;
- рубрика «Так было»;
- рубрика «Отдайте свой голос детям!»;
- рубрика «Если бы Зюгановым был я» (в роли главы КПРФ себя пробовали Валерия Новодворская, парапсихолог Юрий Лонго и др.);
- рубрика «Звёзды о красных» (с критикой Зюганова и коммунистов выступали деятели культуры);
- рубрика «Читательский конкурс» (со старых фотографий удалялись фрагменты советских лозунгов, читателям предлагалось восстановить убранные слова; победителю обещали поездку в Чехию, где, как говорила редакция, он «сможет дополнительно убедиться в том, как все-таки хорошо жить без коммунистов»);
- рубрика «С коммунистическим приветом» (публиковались написанные в агрессивном тоне письма сторонников Зюганова);
- обзор писем;
- фотографии времён СССР (примеры: огромный портрет Брежнева; очередь за водкой; алкоголик в ватнике и ушанке на площади небольшого городка с памятником Ленину; разрушенная церковь);
- плакат-постер (пример: огромная фигура Зюганова, который нависает над городом и «дразнит» его куском колбасы, надпись на плакате — «Служи!»[12]);
- кроссворд (названия: «Коммунизм вдоль и поперёк», «Звездословица», «Назад, к победе коммунизма»); пример вопроса и ответа: «Праздник коммунистического труда, символами которого были Ленин и Бревно (субботник)».
На страницах газеты публиковались известные артисты, высказывавшиеся против прихода к власти Г. Зюганова (или против социализма в России): французские киноактёры Пьер Ришар и Жерар Депардьё, звёзды популярных тогда сериалов Вероника Кастро (сериалы «Богатые тоже плачут» и «Дикая Роза»), Виктория Руффо (сериал «Просто Мария»), Глория Пирес (сериал «Секрет тропиканки»), звёзды сериала «Санта-Барбара», российские деятели эстрады и кино — Андрей Макаревич, Людмила Зыкина, Эдита Пьеха, Николай Расторгуев, Алексей Баталов, Михаил Боярский, Армен Джигарханян, Михаил Жванецкий, Леонид Якубович, Ролан Быков, Марина Влади, Донатас Банионис, Олег Табаков и др.
Издание на выборах 2012 года
Первый номер возрождённой газеты «Не дай Бог!» в формате бесплатной цветной восьмиполосной вкладки был выпущен в общенациональных газетах «Аргументы и факты» (15 февраля 2012 г.[13]) и «Комсомольская правда» (16 февраля[1]), последний — уже после президентских выборов в марте 2012 года.
Выпуском газеты «Не дай Бог!» занимались бывший директор принадлежащей кандидату в президенты Михаилу Прохорову медиагруппы «Живи!» Юрий Кацман и бывший главный редактор «Известий» Владимир Мамонтов. Последний получил должность по инициативе инвесторов, имена которых не были названы[14][15]. Как отмечается в исходных данных тематического выпуска, его учредителем является ЗАО ИД «Комсомольская правда», сама газета редактируется и издается малоизвестной маркетинговой группой «Ad Motion[1]» при поддержке председателя совета директоров торгового портала Fabrikant.ru Сергея Габестро, бывшего руководителя Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Москвы Александра Левченко и экс-совладельца холдинга «Вимм-Билль-Данн» Давида Якобашвили[13].
Целью газеты называлась борьба за честные выборы и против попыток изменить их результаты[2], или, согласно главному редактору Владимир Мамонтову, честные прозрачные президентские выборы и «антиоранжевая» направленность.
В первом выпуске газеты были опубликованы материалы с критикой оппозиции[1] и броскими заголовками: «Болотная — Поклонная: куда двинется страна?», «Митинги сдуются, проблемы останутся», «О чем молчит „болото“», многие из которых были посвящены прогнозам и сценариям дальнейшего развития событий в стране в случае кардинальной смены власти. В числе авторов первого номера были публицист Леонид Радзиховский, журналисты Максим Шевченко и Наталья Барабаш, писатель Виктор Ерофеев, а также украинские журналисты Анатолий Вассерман и главный редактор газеты «Известия в Украине» Янина Соколовская, последние в своих материалах критиковали оранжевую революцию и утверждали о роли в её успехе США[2][13]. Попутно имелись развлекательные материалы, среди которых были карикатурные портреты участников протестов и комиксы о негативных последствиях смены власти для населения РФ (анархия, военная оккупация со стороны стран Запада[16])[1].
Оценки
Журналист Олег Кашин в 2006 году писал: «Читать это мерзко до сих пор. Такого насилия над сознанием людей, кажется, не было ни до, ни после. Любой человек, если он человек, содрогнется от цинизма и подлости антизюгановской пропаганды 1996 года»[17]. Кашин также отмечал: «Каким бы ни был Зюганов, эти журналисты за деньги занимались тем, про что можно сказать лишь одно: „Так нельзя“»[18]. Реинкарнацию издания в 2012 году журналист оценил как фарс, через который повторяется история. По его мнению, эта газета сможет пугать настоящим — в отличие от своего предшественника, пугавшего возможным возвратом советского прошлого[19].
Директор фонда «Общественное мнение» Александр Ослон, работавший в штабе Ельцина (в составе аналитической группы, которой руководили А. Б. Чубайс и В. В. Илюшин), называл газету «единственным по-настоящему действенным антикоммунистическим проектом» в ходе предвыборной кампании[20].
Доктор философских наук Р. Л. Лившиц в качестве одной из причин отсутствия у молодёжи интереса к политике называл «аморализм правящего режима», примером которого была и газета «Не дай Бог!»[21].
Бывшие сотрудники газеты по-разному оценивали свой труд. Валерий Панюшкин считал обоснованным возможное недоверие читателей к своим материалам, Андрей Колесников называл 1996 год «лучшим временем в жизни».
Библеист и публицист Андрей Десницкий в 2016 году по случаю 20-летия избирательной кампании 1996 года отмечал: «Само название подсказывало: речь идёт не просто о политическом процессе, а об экзистенциальном выборе между Богом и дьяволом (в образе Зюганова). Газета не чуралась откровенных манипуляций <…> А значит, у выборов может быть только один, заранее определённый результат. И всем было очевидно, что для его достижения необходимы, мягко говоря, экстраординарные меры»[22].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Предотвратить "русский бунт" Архивная копия от 17 июня 2021 на Wayback Machine "Lenta.ru", 16.02.2012
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Вышел первый номер предвыборной газеты "Не дай Бог!" Архивная копия от 13 февраля 2016 на Wayback Machine "Lenta.ru", 16.02.2012
- ↑ Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 16 мая 1996 г. N 95/775-II «О соблюдении установленных избирательным законодательством порядка и правил ведения предвыборной агитации в ходе подготовки к выборам Президента Российской Федерации»
- ↑ Не дай Бог! // Коммерсантъ-Деньги, № 17 (221), 5 мая 1999
- ↑ Справка на сайте kommersant.ru (недоступная ссылка)
- ↑ Все будет хорошо // Коммерсантъ-Власть, № 1 (207), 21 января 1997
- ↑ Выборы-96 // Коммерсантъ, № 112 (1070), 5 июля 1996
- ↑ Авченко В. Теория и практика политических манипуляций в современной России Архивная копия от 22 марта 2007 на Wayback Machine, 2002
- ↑ Быкова О. Н. Языковое манипулирование Архивная копия от 14 марта 2007 на Wayback Machine // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. Вып. 1 (8). Красноярск, 1999.
- ↑ В одном из номеров было опубликовано «письмо из будущего», где говорилось: «Страну нашу <…> переименовали — теперь живем в Зюгославии. Столица Зюгодан называется. <…> Ходят теперь эти самые оборзюги по городу и за порядком наблюдают. Все — с зюгометами. А в помощь им совсем пацанов, подзюганков набирают — из активистов „Гитлерзюгенда“». См. Олег Кашин: Ельцин — Зюганов. Десять лет спустя Архивная копия от 18 апреля 2009 на Wayback Machine // Взгляд, 3 июля 2006
- ↑ Лисовский С. Ф. Политическая реклама. — М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000. — С. 156—158.
- ↑ «Не дай Бог!» и выборы-96. Весна-лето 1996 (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 октября 2011. Архивировано 22 сентября 2011 года.
- ↑ 13,0 13,1 13,2 Первый номер предвыборной газеты «Не дай Бог!» вышел вкладкой в «АиФ» Архивная копия от 2 февраля 2016 на Wayback Machine «РИА-Новости», 15.02.2012
- ↑ Издатель антиоранжевой газеты «Не дай Бог!» — кипрский офшор Архивная копия от 28 сентября 2015 на Wayback Machine Газета «Маркер»
- ↑ Русские медиа изнутри. Юрий Кацман, издатель газеты «Не дай Бог!» Архивная копия от 28 сентября 2015 на Wayback Machine «Афиша», 01.02.2012
- ↑ Диафильм: Чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей вершка не отдадим! Архивная копия от 31 января 2016 на Wayback Machine «Не дай Бог!» № 3, 29 февраля — 6 марта 2012
- ↑ Олег Кашин: Ельцин — Зюганов. Десять лет спустя Архивная копия от 18 апреля 2009 на Wayback Machine // Взгляд, 3 июля 2006
- ↑ Кашин О. Драмы Архивная копия от 31 декабря 2010 на Wayback Machine // Русская жизнь, 14 сентября 2007
- ↑ «У нового „недайбога“ более выгодное положение: эта газета сможет пугать настоящим» Архивная копия от 27 января 2016 на Wayback Machine «Коммерсантъ FM», 31.01.2012
- ↑ Ослон А. Как в 1996 году Аналитическая группа сделала опросы социальным фактом Архивировано 22 сентября 2007 года. // Социальная реальность, № 6, 2006
- ↑ Лившиц Р. Л. Молодое поколение не выбирает (отчуждение молодежи от политики в постсоветской России: причины и последствия) // Credo, 2002
- ↑ Десницкий А. С. Ошибка президента . Газета.Ru (4 февраля 2016). Дата обращения: 9 мая 2017. Архивировано 23 октября 2020 года.