Неокатехуменат

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Икона девы Марии «Virgen del Camino» авторства Кико Аргуэльо

Неокатехуменат (исп. Camino Neocatecumeanl, Неокатехуменальный Путь) — движение в Римско-католической церкви или Греко-католической церкви, основанное испанцем Кико Аргуэльо и Кармен Эрнандес в 1964 году.

Устав[1] определяет его как «итинерарий католической формации, действенный для современного общества и нынешнего времени» (ст.1 § 1), который «стоит на службе епископов и является одним из способов осуществления на епархиальном уровне христианского посвящения и непрерывного воспитания в вере» (ст.1 § 2).

Движение возникло в Испании после Второго Ватиканского Собора Римско-католической церкви как ответ на секуляризацию общества. Целью движения является возрождение в отдельных приходах общинной жизни, катехизация взрослых людей. С самого начала неокатехуменат возник как община, действующая в пригороде Мадрида среди жителей бараков Паломерас Альтас, благодаря Кико Аргуэльо (Франсиско Хосе (Кико) Гомес-Аргуэльо) и Кармен Эрнандес, которые по просьбе самих бедняков начали возвещать им Евангелие Иисуса Христа.

Духовная практика движения

Основой и началом общины неокатехумената является небольшая группа из двух семей и нескольких членов движения, которые приглашаются местным католическим епископом и приходским священником. Катехизаторы знакомятся с прихожанами и начинают формировать из заинтересовавшихся общину неокатехуменального пути, приглашая пройти определённый цикл катехизации. Во время этого начального этапа участники знакомятся с духовностью неокатехумената, после чего совершается так называемая конвивенция (дни размышления), во время которой приглашённые должны принять решение о своём дальнейшем участии в жизни общины. Давшие согласие формируют отдельную, закрытую общину примерно из 30-40 человек, избирая ответственного за её развитие. В уже созданную общину не принимаются новые члены. Заинтересовавшиеся движением ожидают возникновения в приходе другой общины неокатехумената.

Новая община неокатехумената собирается два раза в неделю на Литургию Слова и святую мессу. Отдельной и характерной особенностью неокатехуменального пути является служение воскресной святой мессы вечером в субботу.

Этапы Неокатехумената

1. Прекатехуменат.

  • Возвещение керигмы:Начальные катехизации
  • Начальная конвивенция: "Рождение Общины".
  • Первый Скрутиниум
  • Шема
  • Второй Скрутиниум

2. Посткрещальный Катехуменат.

  • Введение в молитву
  • Символ Веры (Traditio Symboli и Redditio Symboli)
  • Отче Наш.

3. Избрание.

  • Конвивенция и Скрутиниум.
  • Торжественное обновление обетов Крещения на Пасхальном Богослужении.
  • Паломничество в Domus Galilaeae Святую Землю.[2]

Пронумерованы цифрами этапы, на которые делится Неокатехуменальный Путь, точками обозначены так называемые "переходы" - события, которые отмечают эволюции Общины, они могут быть короткими, как 4-дневная конвивенция (Первый Скрутиниум, Шема...) или длинными (Второй Скрутиниум, Traditio Symboli, ...), где каждая община и каждый брат получает помощь индивидуально, следуя по Пути Веры.

Реакция

1 декабря 2005 года Конгрегация богослужения и дисциплины таинств указала Неокатехуменату на необходимость соблюдать ряд требований при совершении литургии.

11 мая 2008 года Папским советом по делам мирян в Ватикане был утвержден "Устав Неокатехуменального пути»[3].

На 2007 год общины неокатехумената существовали примерно в 4500 приходах в 105 странах мира, а число самих общин превысило 15000.[4]. На середину 2008 года на постсоветском пространстве существовали 104 общины.

Примечания

  1. Устав Неокатехуменального Пути. Дата обращения: 1 февраля 2011. Архивировано 16 марта 2011 года.
  2. Domus Galilaeae. Дата обращения: 19 июля 2010. Архивировано 2 марта 2007 года.
  3. Ватикан признал неокатехуменат. Дата обращения: 9 апреля 2009. Архивировано 19 марта 2011 года.
  4. Католическая Энциклопедия, т. 3, изд. Францисканцев, М., 2007, стр. 775

Источник

  • Католическая Энциклопедия, т.3, изд. Францисканцев, М., 2007

Ссылки