Перейти к содержанию

Нейшн, Кэрри

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Кэрри Нейшн
Имя при рождении Кэрри Амелия Мур
Род деятельности Общественный деятель, поборница трезвости

Кэ́рри A. Не́йшн (25 ноября, 1846 — 9 июня, 1911) — американская активистка, участница движения за трезвость в период, предшествующий принятию Сухого закона в США. Она стала известной тем, что защищала свои убеждения радикальными методами. Не раз Нейшн приходила в бары и громила там барные стойки с помощью топора. Она стала героиней нескольких книг, многочисленных статей и даже оперы Дугласа Мура, написанной в 1966 году и впервые поставленной в Канзасском университете.

Нейшн была высокой женщиной ростом около 180 см и весом около 80 кг. Сама себя она называла «бульдогом, бегущим у ног Иисуса Христа и лающим на то, что ему не нравится»[1], и заявляла о своем священном призвании проповедовать трезвость путём крушения барных стоек.

В переводе с английского её имя звучит как «поддержи нацию» — Carry Nation. И хотя официальные источники указывают на вариант Carrie, который Нейшн использовала большую часть своей жизни, вариант Carry тоже считается правильным. Отец Нейшн использовал его в семейной библии. В начале XX века перед началом кампании по борьбе с алкоголем, Нейшн приняла имя Carry A. Nation, главным образом из-за его ценности как слогана, и зарегистрировала его как торговую марку в штате Канзас.

Молодость и первый брак

Кэрри Мур, известная как Кэрри Нейшн, родилась в округе Гаррард, штат Кентукки в 1846 году[2]. Она была болезненным ребёнком, а её семья несколько раз переезжала с места на место, терпя финансовые неудачи. В итоге они остановились в городе Белтон[англ.], штат Миссури.

Многие из родственников Нейшн имели психические расстройства. Её мать временами страдала манией, будто она является Королевой Викторией[1], и Кэрри в молодости приходилось нелегко.

В 1865 году она встретила Чарльза Глойда, и они поженились 21 ноября 1867 года. Чарльз Глойд был пьяницей и супруги разошлись незадолго до рождения их дочери, Шарлин, а менее года спустя Чарльз умер. Нейшн объясняла своё желание бороться за трезвость тем, что алкоголь разрушил её первый брак.

Второй брак и призыв Господа

Кэрри получила сертификат учителя, но у неё не получалось заработать на этом поприще. Позже она встретила священника и издателя газеты Дэвида Нэйшна, который был 19 годами её старше. Они поженились 27 декабря 1877 года[3]. Супруги купили 690 гектаров хлопковых плантаций на реке св. Бернарда в округе Бразориа (штат Техас). Однако оба знали очень мало о земледелии и предприятие оказалось неудачным[2]. Дэвид Нейшн переехал в городок Бразориа изучать право, а около 1880 года Кэрри переехала в Колумбию заведовать гостиницей, принадлежащей A. R. и Jesse W. Park. Имя Кэрри Нейшн зафиксировано в списках протестантской методистской церкви округа Колумбия. Кэрри жила в гостинице вместе с дочерью Шарлин Глойд, «Матушкой Глойд» (свекровь от первого брака) и Лолой, дочерью Дэвида. Сам Дэвид в это время заведовал магазином, продававшим седла, к юго-западу от гостиницы. Вскоре семья переехала заведовать другой гостиницей в Ричмонд (штат Техас)[4].

В 1889 году Дэвид Нейшн был втянут в войну между двумя местными фракциями и, в результате, был вынужден уехать на север, на этот раз в город Мэдисин-Лодж (штат Канзас), где устроился работать священником в одной из христианских церквей, а Кэрри стала заведовать преуспевающим отелем.

Именно в Мэдисин-Лодже началась борьба Кэрри за трезвость. Кэрри основала местное отделение Женского Христианского Союза Трезвости и начала кампанию за запрет на продажу алкогольных напитков в штате Канзас. Её методы варьировались от простых протестов до приветствий барменов такими словами, как «Доброе утро, губитель душ человеческих», игрой на шарманке и пения серенад клиентам питейных заведений[1].

Разочарованная результатами своих усилий, Нейшн начала молиться Богу, чтобы он дал ей указания. 5 июня 1900 года она почувствовала, что получила ответ в образе небесного видения. Она описала его так.

На следующее утро я была разбужена голосом, произносящим, как мне казалось, в моем сердце слова «ИДИ В КАЙОВУ[англ.], Я ПОДДЕРЖУ ТЕБЯ». Слова «иди в Кайову» были сказаны шелестящим, музыкальным тоном, тихо и мягко, но слова «я поддержу тебя» были очень ясными, реалистичными и выразительными. Я была сильно воодушевлена, интерпретация была простой: «возьми что-нибудь в руки, брось это в негодные места в Кайове и сокруши их».

[5]

Следуя божественному откровению, Нейшн собрала несколько камней — «сокрушителей», как она их называла — и пошла в салун Добсона. Сказав: «Люди, я пришла спасти вас от участи пьяницы», она начала крушить бар своим запасом камней. После того как она подобным образом уничтожила два других бара в Кайове, на восточный Канзас обрушился торнадо, что Кэрри восприняла как одобрение Богом её действий[1].

«Священный топор»

Нейшн продолжила свою разрушительную деятельность в Канзасе, её слава росла, как и количество её арестов. После рейда в город Уичиту её муж пошутил, что в следующий раз для нанесения большего урона Кэрри возьмет с собой топор. На это Кэрри ответила мужу: «Это самое умное, что ты сказал с момента нашей женитьбы»[1].

В одиночку либо в сопровождении распевающих церковные гимны женщин, она входила в питейное заведение и с песнями и молитвой крушила топором бокалы и бутылки на барной стойке. Между 1900 и 1910 годами Кэрри Нейшн была арестована около 30 раз. Тюремные штрафы она платила за счет денег, поступающих от чтения лекций и продажи сувенирных топориков[6]. В апреле 1901 года Нейшн приехала в город Канзас-Сити (Миссури), который был известен своим неприятием движения за трезвость, и разгромила там бары в нескольких заведениях[7]. Она была немедленно арестована, доставлена в суд, и оштрафована на $500 ($12,300 в переводе на доллары 2007 года)[8].

Закат жизни, смерть и воздвижение памятника

Антиалкогольная деятельность Кэрри Нейшн стала широко известна, а бары стали использовать ставший популярным лозунг «All Nations Welcome But Carrie», который можно перевести как «Добро пожаловать всем нациям, кроме Кэрри» (фамилия Nation на английском языке значит «нация»)[9]. Раз в две недели Кэрри публиковала новостную рассылку «The Smasher’s Mail» («Почта сокрушителя»), газету «The Hatchet» («Топор»), а позже, пользуясь своим именем, играла в водевиле[1], читала наставления, продавала свои фотографии и маленькие топорики[10][11].

Нейшн приветствовала убийство Президента Уильяма Мак-Кинли в 1901 году, потому что она полагала, что он тайно употреблял алкоголь, а пьяницы всегда получают по заслугам[12].

На закате жизни Кэрри переехала в Юрика-Спрингс, штат Арканзас, где построила дом, известный как «Зал топоров». Родник, протекающий через дорогу от её дома, назван в её честь.

Кэрри Нейшн почувствовала себя плохо во время произнесения речи в парке города и была доставлена в госпиталь города Ливенворт[англ.], штат Канзас. Там она умерла 9 июня 1911 года и была похоронена на необозначенной могиле на кладбище Belton City Cemetery в городе Белтон, штат Миссури. Женский христианский союз трезвости позже воздвиг ей памятник с надписью «Верная делу Сухого закона, она сделала всё, что было в её силах» — «Faithful to the Cause of Prohibition, She Hath Done What She Could».

Её дом в городе Мэдисин Лодж, штат Канзас, был выкуплен Женским христианским союзом трезвости в 1950-х годах и в 1976 году был объявлен Национальным историческим памятником Соединенных Штатов Америки.

См. также

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 McQueen, Keven. Carrie Nation: Militant Prohibitionist // Offbeat Kentuckians: Legends to Lunatics (англ.). — Kuttawa, Kentucky[англ.]: McClanahan Publishing House, 2001. — ISBN 0913383805.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 Nation, Carry. The Use and Need of the Life of Carry A. Nation (англ.). Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 октября 2009. Архивировано 26 июня 2009 года.
  3. Carrie Nation. MSN Encarta. Дата обращения: 15 декабря 2008. Архивировано 6 февраля 2009 года.
  4. Carry Nation's Hotel. Texas Settlement Region. Дата обращения: 23 марта 2009. Архивировано 12 мая 2008 года.
  5. Carry's Inspiration for Smashing. Kansas State Historical Society. Дата обращения: 13 января 2007. Архивировано 22 декабря 2006 года.
  6. Paying the Bills. Kansas State Historical Society. Дата обращения: 13 января 2007. Архивировано 13 ноября 2006 года.
  7. "Mrs. Nation Fired in Police Court: Judge McAuley Assesses the Joint-Smasher $500 and Orders Her out of Town, " The Kansas City World, April 15, 1901
  8. "Mrs. Nation Barred from Kansas City, " The New York Times, April 16, 1901. Дата обращения: 2 октября 2017. Архивировано 3 августа 2017 года.
  9. Carry A. Nation: A National and International Figure. Kansas State Historical Society. Дата обращения: 22 августа 2007. Архивировано 12 августа 2007 года.
  10. Mrs. Nation at Atlantic City; She Only Sold Souvenirs and Took a Bath, and People Were Disappointed Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine New York Times August 19, 1901, Wednesday Page 2 (preview)
  11. MRS. NATION AT ATLANTIC CITY.; She Only Sold Souvenirs and Took a Bath, and People Were Disappointed Архивная копия от 11 апреля 2015 на Wayback Machine New York Times August 19, 1901, Wednesday Page 2 (PDF)
  12. A Bulldog For Jesus: Reflecting on the Life and Work of Carrie A. Nation. Дата обращения: 12 октября 2009. Архивировано 22 марта 2010 года.

Литература

  • The Use and Need of the Life of Carrie A. Nation (1905) by Carrie A. Nation
  • Carry Nation (1929) by Herbert Asbury
  • Cyclone Carry: The Story of Carry Nation (1962) by Carleton Beals
  • Vessel of Wrath: The Life and Times of Carry Nation (1966) by Robert Lewis Taylor
  • Carry A. Nation: Retelling The Life (2001) by Fran Grace and was apart of the blac nation corp (bnc)

Ссылки