Неиспользуемые тональности
В музыкальной теории неиспользуемые тональности[1] ― это тональности, которые возможно построить теоретически, но они не используются для нотной записи музыки. Из-за большого количества знаков альтерации (более 7) могут возникнуть сложности при чтении музыкальных произведений, написанных в этих тональностях. Неиспользуемые тональности имеют при ключе хотя бы один дубль-диез или дубль-бемоль.
В классике
Отрывок из «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха записан в до-диез мажоре, но его фактическая (неиспользуемая) тональность ― соль-диез мажор, так как Бах использует фа-дубль-диез:
Список неиспользуемых тональностей
Тональность | Ключевые знаки | Параллельная тональность |
---|---|---|
Фа-бемоль мажор (Ми мажор) | 8 бемолей | Ре-бемоль минор (до-диез минор) |
Си-дубль-бемоль мажор (Ля мажор) | 9 бемолей | Соль-бемоль минор (фа-диез минор) |
Ми-дубль-бемоль мажор (Ре мажор) | 10 бемолей | До-бемоль минор (Си минор) |
Ля-дубль-бемоль мажор (Соль мажор) | 11 бемолей | Фа-бемоль минор (Ми минор) |
Ре-дубль-бемоль мажор (До мажор) | 12 бемолей | Си-дубль-бемоль минор (Ля минор) |
Соль-дубль-бемоль мажор (Фа мажор) | 13 бемолей | Ми-дубль-бемоль минор (Ре минор) |
До-дубль-бемоль мажор (Си-бемоль мажор) | 14 бемолей | Ля-дубль-бемоль минор (Соль минор) |
Соль-диез мажор (Ля-бемоль мажор) | 8 диезов | Ми-диез минор (Фа минор) |
Ре-диез мажор (Ми-бемоль мажор) | 9 диезов | Си-диез минор (До минор) |
Ля-диез мажор (Си-бемоль мажор) | 10 диезов | Фа-дубль-диез минор (Соль минор) |
Ми-диез мажор (Фа мажор) | 11 диезов | До-дубль-диез минор (Ре минор) |
Си-диез мажор (До мажор) | 12 диезов | Соль-дубль-диез минор (Ля минор) |
Фа-дубль-диез мажор (Соль мажор) | 13 диезов | Ре-дубль-диез минор (Ми минор) |
До-дубль-диез мажор (Ре мажор) | 14 диезов | Ля-дубль-диез минор (Си минор) |
Примечания
- ↑ Неиспользуемые тональности . Дата обращения: 17 июня 2022. Архивировано 26 февраля 2020 года.