Негр из Баньолеса

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Иллюстрация в каталоге музея Барселоны (1888).

Негр из Баньолеса (кат. negre de Banyoles, исп. negro de Bañolas), также El Negroчучело мужчины, представителя койсанских народов, которое до 2000 года было выставлено в музее Дардера города Баньолес в Каталонии (Испания), где являлось самым известным предметом экспозиции[1]. В 1990-е годы этические вопросы существования такого экспоната стали предметом общественной дискуссии. В 2000 году останки были изъяты из экспозиции, перевезены в Ботсвану и захоронены[2].

История

В 1830 году братья Жюль-Пьер и Эдуард Верро завладели трупом молодого мужчины, предположительно принадлежащего к одному из племён бушменов[1] (они следили за похоронами, а ночью раскопали могилу и выкрали тело)[3]. Мужчине было в районе 27 лет[1], его рост составлял около 130 сантиметров, а причиной смерти вероятнее всего была пневмония[4]. Из кожи, черепа и других костей покойного сделали чучело, надев их на каркас из дерева и проволоки. В 1831 году вместе с другими предметами, полученными братьями Верро, чучело прибыло в Париж. В 1888 году его приобрёл каталонский ветеринар и натуралист Франциск Дардер (1851—1918)[5]. В 1916 году Дардер передал свою коллекцию муниципалитету Баньолеса, в результате чего был основан получивший его имя музей[6]. Таким образом чучело охотника стало одним из экспонатов музея[7].

Вопрос этичности хранения в музее такого экспоната был впервые поднят 29 октября 1991 года, когда доктор гаитянского происхождения Альфонс Арселин из Камбрильса написал письмо мэру Баньолеса Хоану Солане[8][9]. В письме он попросил последнего убрать из экспозиции останки человека, выставленные словно чучело животного. Письмо привлекло внимание СМИ, которые предали его широкой огласке[2]. В 1992 году экспонат был переименован из «El Negro» в «El Bosquimano» («бушмен»).

Первый шаг к возвращению тела на родину был также сделан в 1991 году, когда тогдашний секретарь ЮНЕСКО Федерико Майор Сарагоса встретился с Хоаном Соланой. На необходимость возвращения и захоронения останков мэру Баньолеса также указал встретившийся с ним генеральный секретарь ООН Кофи Аннан[2].

Ряд африканских правительств выразили поддержку Арселину, отправившему несколько писем в СМИ и к главам правительств. История обеспокоила некоторые международные музейные ассоциации, поскольку после такого прецедента к ним могли быть предъявлены требования вернуть на родину и другие хранившиеся в музеях останки людей[2].

В 1997 году вопрос захоронения неоднократно поднимался в ООН и Организации африканского единства (ОАЕ)[2]. Испанская газета «El Mundo» назвала останки «реликвией колониализма». В марте этого же года тело было удалено из экспозиции музея Дардера[10]. Однако, часть жителей Баньолеса отнеслись к этому отрицательно, так как считали бушмена «членом общины»[7].

Возвращение в Африку

Предложение захоронить у себя останки мужчины поступило в ОАЕ от правительства Ботсваны[2]. С тела были удалены набедренная повязка и другие предметы, затем оно было переправлено в Национальный музей антропологии в Мадриде, где с останков были удалены искусственные части — деревянный каркас, глаза, волосы и гениталии. Череп, кожа и оставшиеся кости были положены в закрытый гроб[11] и переправлены в Ботсвану, куда прибыли 4 октября 2000 года. Останки были с почестями захоронены 5 октября[2] в парке Чолофело в столице Ботсваны Габороне[12]. Могила была объявлена национальным памятником[12].

См. также

Пастрана, Хулия

Источники

  1. 1,0 1,1 1,2 Antón, Jacinto. Un libro revela que Cuvier conocía al Negro de Banyoles (исп.). www.elpais.com. Дата обращения: 26 октября 2007. Архивировано 20 мая 2011 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Yániz, Juan Pedro. Vitrina de la polémica (исп.). ABC.es. Дата обращения: 26 октября 2007. Архивировано 27 декабря 2008 года.
  3. Patowary, Kaushik. The Negro of Banyoles (22 января 2018).
  4. Neil Parsons. «One body playing many parts – le Betjouana, el Negro, and il Bosquimano» 16 (2002) No.1. Проверено 2009-12-12.
  5. Museu Darder d'Història Natural. Catalunya.com. Дата обращения: 9 апреля 2021.
  6. Museu Darder - Història. Museus de Banyoles. Дата обращения: 9 апреля 2021. Архивировано 7 марта 2021 года.
  7. 7,0 7,1 Moret, Xavier. De Banyoles a Botswana (каталан.). elPeriódico.cat. Дата обращения: 26 октября 2007. Архивировано 28 октября 2007 года.
  8. Remains disappoint many Архивировано 3 февраля 2006 года., 6 October 2000, BOPA Daily News.
  9. «Lo trataron como a un antílope» Архивная копия от 30 ноября 2009 на Wayback Machine, El Mundo, 4 October 2000.
  10. Natalia Iglesias and Pere Duran. El nuevo Museo Darder evita cualquier referencia a la polémica del 'Negro de Banyoles' (исп.). www.elpais.com. Дата обращения: 26 октября 2007. Архивировано 20 мая 2011 года.
  11. España sólo devuelve huesos del negro de Banyoles (исп.). www.xornal.com. Дата обращения: 31 октября 2007. Архивировано 7 августа 2011 года.
  12. 12,0 12,1 The Dead and Their Possessions: Repatriation in Principle, Policy and Practice Архивная копия от 5 апреля 2022 на Wayback Machine, edited by Cressida Fforde, Jane Hubert, and Paul Turnbull; chapter 20: Missing persons and stolen bodies: the repatriation of 'El Negro' to Botswana; by Neil Parsons and Alinah Kelo Segobye; published 2004, by Psychology Press