Невеста (фильм, 1980)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Невеста
нем. Die Verlobte
Жанр драма, биография, экранизация
Режиссёр Гюнтер Рюккер,
Гюнтер Райш
Автор
сценария
по автобиографичному роману Евы Липпольд
Оператор Юрген Брауэр
Композитор Карл-Эрнст Зассе
Кинокомпания Киностудия «ДЕФА»
Длительность 100 мин.
Страна Флаг ГДР ГДР
Год 1980
Ссылки
IMDb ID 0081711

«Невеста» (нем. Die Verlobte; в советском прокате — «Дом с тяжёлыми воротами») — драматический фильм ГДР 1980 года режиссёров Гюнтера Райша и Гюнтера Рюккера, основанный на автобиографическом романе Евы Липпольд.

Создатели фильма стали лауреатами Национальной премией ГДР, фильм получил международные награды, в том числе «Хрустальный глобус» на Кинофестивале в Карловых Варах, был выдвинут от ГДР на «Оскар». Считается одним из самых успешных антифашистских фильмов студии «ДЕФА»[1].

Сюжет

1934 год, Германия. Хелла и Герман, невеста и жених, члены коммунистической партии, понимают, что после прихода к власти нацистов они в опасности — и дают другу обет верности до конца жизни. На следующий день за антифашистскую деятельность Хеллу арестовывают и приговаривают к 10 годам тюрьмы.

Первые два года она проводит в одиночном заключении. Её единственная калитка во внешний мир-маленькое окошко ее клетки. Затем её переводят в общую камеру, здесь одна из немногих политических заключенных. Требуя медицинской помощи для сокамерницы она получает двенадцать суток карцера. Невыполнение условий содержания лишает её законного права на свидание с Германом, их первая встреча происходит только спустя три года разлуки.

Герман тщетно пытается получить разрешение на свадьбу с Хеллой в заключении, но ему удаётся через знакомую гестаповку Хенш добиться улучшения условий содержания Хеллы. Её переводят в прачечную, где ей, как «политической», поручается стирка чиновничьего белья, к которому другие прачки как проститутки и убийцы, не должны прикасаться. Годы заключения Хелла сохраняет любовь к Герману, с которым обменивается редкими письмами. Советско-германский пакт о ненападении повергает Хеллу в глубокое сомнение и смятение, но с началом войны она снова получает надежду. Заключённые редко и с опозданием узнают о политических событиях за стенами тюрьмы, но Хелла верит, полагая, что в России много коммунистов, и скоро фашисты будут разбиты.

В 1944 году срок Хеллы оканчивается, но встретиться с любимым она не может — её отправляют на принудительные работы на военный завод, а позже она узнаёт, что Герман арестован гестапо. Хеллу вызывают в гестапо дать показания на Германа, она молчит, и прикрытая одним из надзирателей тайком может обнять закованного в наручники любимого. Германа увозят в концлагерь, и в письме Хелле он пишет, что скорее всего его ждёт смерть. Хеллу вскоре снова арестовывают за саботаж и участие в Сопротивлении.

1945 год, Германия освобождена от фашистов. Спустя 11 лет Рейха Хелла выходит на свободу — она снова невеста, идёт к дому Германа, садится на пороге… она надеется и ждёт своего жениха…

В ролях

Критика

Современная критика высоко оценила точность фильма, который «обладает подлинностью, которую в противном случае знает только документ»[2].

Рената Холланд-Мориц назвала фильм произведением «полных человеческих историй, встряхивающих, трогательных, указательных и рассказанных прекрасным языком женских судеб. И тем, что этот фильм мог стать художественным событием первого ранга, он обязан женщинам, которые умели вершить такие судьбы»[3].

Захватывающая история страсти беззащитной, но смелой, хотя и слабой, но неукротимой женщины в колесе исправительного учреждения Третьего рейха. Убедительно и как героизирующий женский фильм, и как история страстной любви, но прежде всего как кинематографически замечательное исследование мира чувств.

кинопортал «Filmdienst»[4]

Журнал «Cinema» назвал фильм «выдающимся, многослойно поставленным. В итоге: глубоко захватывающая судьба женщины»[5].

Отмечалось как «выдающееся» исполнение главной роли актрисой Юттой Ваховяк: «одна только роль и представление Хеллы Юттой Ваховяк достойны внимания и достойны большой похвалы. Известная актриса поднялась на труднодоступную, не так быстро повторяемую высоту в искусстве представления людей»[2][4].

Высокую оценку получила и работа оператора Юргена Брауэра, который «поместил человеческое в оптику» кинокамеры[2].

Награды

В ГДР фильм получил предикат «особо ценный», отмечен рядом наград:

Фильм был выдвинут от ГДР на 53-ю премию «Оскар», но не сумел получить номинацию. Номинировался на гран-при «Золотой Хьюго» Международного кинофестиваля в Чикаго (1981).

Примечания

  1. F.-B. Habel: Das große Lexikon der DEFA-Spielfilme. Schwarzkopf & Schwarzkopf, Berlin 2000, ISBN 3-89602-349-7, S. 662
  2. 2,0 2,1 2,2 Günter Agde: Den Ton des Volkslieds angeschlagen oder ihr verlangt viel … In: Filmspiegel, Nr. 20, 1980.
  3. Die Verlobte. In: Renate Holland-Moritz: Die Eule im Kino. Neue Filmkritiken. Eulenspiegel, Berlin 1994, S. 14.
  4. 4,0 4,1 Die Verlobte. In: Lexikon des internationalen Films. Filmdienst, abgerufen am 2. März 2017.
  5. Vgl. cinema.de. Дата обращения: 17 ноября 2020. Архивировано 2 сентября 2021 года.

Ссылки