На горах Кавказа

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

«На горах Кавказа» — книга схимонаха Илариона (Домрачёва), основоположника имяславия. Состоит из 44 глав. Имясла́вие — догматическое движение в Русской православной церкви, возникшее в начале XX столетия.

Россия погибнет, если перестанет почитать имя Божие (предупреждение Афонских подвижников в начале XX века).

История имяславия началась в 1907 году с публикации книги схимонаха Илариона «На горах Кавказа»[1], в которой автор утверждает, что в имени Божием присутствует Сам Бог — всем Своим существом и всеми Своими свойствами. Книга стала очень популярной у части русских монахов на горе Афон, что привело к разделению в братстве Пантелеимонова монастыря и последующей смуте. Своё учение о Божестве имени имяславцы основывали на том, что имя Божие есть Его энергия, а энергия Божия есть Сам Бог. Противники нового учения рассматривали его как ересь и разновидность хлыстовщины.

В 1912 году решением Святейшего правительствующего синода книга «На горах Кавказа» была запрещена в России. В том же году книга была осуждена в послании патриарха Константинопольского Иоакима III (афонские монастыри входят в юрисдикцию Константинопольского патриархата). В 1913 году учение было осуждено Синодом Константинопольского патриархата как хульное и еретическое, а патриарх Герман V отправил на Афон грамоту, объявлявшую имяславие пантеизмом. В мае 1913 года на заседании Святейшего правительствующего синода учение имяславцев было признано неправославным. Для прекращения смуты в Пантелеимоновом монастыре были высланы с Афона в Россию более 800 русских монахов-имяславцев. Книгу «На горах Кавказа» было приказано по всем монастырям изымать и уничтожать.

В книге «Священная тайна церкви» митрополита Илариона (Алфеева), посвящённой изучению Имяславия, дана следующая оценка книги «На горах Кавказа»:

Говоря конкретно об основных произведениях имяславцев, мы бы выделили прежде всего книгу схимонаха Илариона «На горах Кавказа» как заслуживающую в целом положительной церковной оценки. Эта книга является весьма удачным выражением православного учения о молитве Иисусовой и может быть рекомендована всем, кто вступает на путь или идёт по пути «умного делания». Однако нам представляется, что прежде чем предлагать эту книгу в качестве руководства к действию для современного читателя, её следовало бы отредактировать — как в смысле стиля, орфографии, языка, так и в смысле отдельных богословских мнений, не вполне точно выраженных автором книги.

Содержание

Книга начинается со встречи иноков с неким старцем Дисидерием «в Кубанских лесах» в верховьях реки Уруп. В 30-й главе повествование переносится в «долину Елеофанскую, откуда вытекают три реки: Думбай, Аманоус (исток Теберды) и Олебек». Упоминается также речка Куначкир (приток Теберды, гл. 31) и верховья Мзынты (гл. 33).

Старец рассказывает об Иисусовой молитве («Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного»). Вначале она имеет «устную» ступень, поскольку она проговаривается устно, а затем она переходит на «умную» ступень и, далее, на «сердечную» ступень, когда происходит «слитие всего нашего духовного существа — с Господом Иисусом Христом». Основным тезисом книги является утверждение: «В имени Божием присутствует Сам Бог» (гл. 3). Однако эта непрестанная молитва приводит к ненужности чтения «псалмов, канонов, акафистов и тропарей» (гл. 7). Совершаться эта молитва может во всякое время и в любом состоянии, в том числе лёжа и на ходу. В книге упоминается, что Иисусова молитва в одних монастырях неизвестна, а в других запрещается из опасения прелести (гл. 16).

Примечания

  1. На горах Кавказа: Беседа двух старцев пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец чрез молитву Иисус Христову / Сост. схим. Иларион, пустынножитель Кавк. гор. — К.: Киево-Печерская лавра, 1912.

Литература

  • Антоний (Храповицкий), архиеп. Ещё о книге «На горах Кавказа» // Русский инок. — 1912. — № 10. — С. 63—64
  • Денасий [Юшков], мон. Ещё о книге «На горах Кавказа»: (Письмо в редакцию) // Русский инок. — 1912. — № 15. — С. 62—63;
  • Денасий [Юшков], мон. Письмо автора книги «На горах Кавказа» схимонаха Илариона на Афон к духовнику — иеромонаху N. Ответ на письмо о. Илариона. Заключение и последствия // Русский инок. — 1912. — С. 62;
  • Каллиник, схим. Письмо почтенного старца-грека к русскому духовнику иеромонаху на Афоне // Русский инок. — 1912. — № 17. — С. 61—63;
  • Патриарший приговор над книгою «На горах Кавказа» // Сотрудник Закавказской миссии. — Сухум, 1912. — № 18;
  • Хрисанф [Минаев], мон. Рецензия на сочинение схимонаха отца Илариона, называемое «На горах Кавказа» // Русский инок. — 1912. — № 4. — С. 71—75; № 5. — С. 57—59; № 6. — С. 50—60.
  • Климент, мон. Имябожнический бунт, или Плоды учения книги «На горах Кавказа» // ИВ. — 1916. — Т. 143. — № 3. — С. 752—785.
  • Иларион (Алфеев), архиеп. Иларион (Домрачёв) // Православная энциклопедия. — М., 2009. — Т. XXII : «Икона — Иннокентий». — С. 166-172. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-040-0.
  • Иларион (Алфеев), митр. Священная тайна Церкви: Введение в историю и проблематику имяславских споров. — 3-е изд., испр.. — 2013. — 912 с. — (Библиотека христианской мысли. Исследования). — ISBN 978-5-903525-05-8.