Национальные чемпионы
Национальный чемпион — политическая концепция, согласно которой большие корпорации в стратегических секторах экономики должны не только стремиться к получению прибыли, но и отстаивать интересы нации. Данная политика была популярна и практиковалась многими странами. Наибольшего расцвета, скорее всего, достигла во Франции в период после Второй мировой войны как часть дирижизма. Она постепенно сокращалась на протяжении 1970-х. В качестве примера можно привести создание British Steel Corporation правительством Великобритании, которое приобрело 14 крупнейших сталелитейных корпораций в 1967 году.
Риск ведения такой политики проиллюстрирован неудачными попытками противостояния доминированию IBM на компьютерном рынке английской ICL, французской Bull и итальянской Olivetti на протяжении 1970-х.
Политика «Национальных чемпионов» обрела новую жизнь в России в XXI веке в качестве одной из основных идей. Другими примерами является слияние E.ON с Ruhrgas, поддержанное немецким правительством в 2000 году, и слияние GDF с Suez, поддержанное французским правительством в 2008 году.[1]
Возрождение в России
Владимир Путин сделал концепцию национальных чемпионов одним из центральных аспектов собственной политики. Этот концепт был предложен им в 1997 году в диссертации «Стратегическое планирование воспроизводства минерально-сырьевой базы региона в условиях формирования рыночных отношений (Санкт-Петербург и Ленинградская область)». Позже он расширил предмет в статье, опубликованной в журнале Санкт-Петербургского государственного горного университета.
Шарль де Голль отстаивал схожие идеи, когда был президентом Франции в 1950—1960-х годах.
Вертикальная интеграция
В своей диссертации Путин написал: «Процесс реструктуризации национальной экономики должен иметь цель в создании наиболее эффективных и конкурентоспособных компаний на внутреннем и мировом рынке.»
Путин в статье 1999 года предположил, что власти субъектов страны должны строго регулировать и развивать сектор природных ресурсов через создание компаний с тесными связями с вертикалью власти, через создание фирм, достаточно больших для конкуренции с западными мультинациональными корпорациями. Эти фирмы должны стать «национальными чемпионами», представляющие интересы субъектов в международной торговле.
Большинство национальных чемпионов подразумевают владение более половины собственности российским правительством.
Примеры
- Южная Корея
- Бразилия
- Россия
- Франция
- Венесуэла
Примечания
- ↑ Архивированная копия . Дата обращения: 27 декабря 2013. Архивировано 6 декабря 2012 года.