Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования
Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования — компонент государственного стандарта общего образования. Устанавливался республикой — субъектом Российской Федерации. Отменён 1 декабря 2007 года Федеральным законом № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта».
Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования разрабатывался на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Наличие в образовательной программе, реализуемой образовательным учреждением, национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта, основанного на принципе включения обучающихся в родную этнокультурную среду и национальные традиции, давало образовательному учреждению статус национального образовательного учреждения.
В федеральном базисном учебном плане региональному (национально-региональным) компоненту отводится не менее 10 процентов и не более 15 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования.
По решению органов управления образованием и образовательных учреждений продолжительность учебного года могла быть изменена в пределах от 34 до 37 учебных недель, поэтому дополнительным резервом увеличения регионального (национально-регионального) компонента являлось увеличение продолжительности учебного года в установленных пределах.
В Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации рекомендовалось отводить дополнительный третий час из национально-регионального компонента на преподавание учебного предмета «Физическая культура».
Список
Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования был включен в программы общего образования в следующих республиках:
- Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования (Республика Адыгея)
- Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования (Республика Алтай)
- Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования (Республика Башкортостан)
- Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования (Республика Бурятия)
- Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования (Республика Дагестан)
- Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования (Республика Ингушетия)
- Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования (Кабардино-Балкарская Республика)
- Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования (Республика Калмыкия)
- Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования (Карачаево-Черкесская Республика)
- Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования (Республика Карелия)
- Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования (Республика Коми)
- Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования (Республика Марий Эл)
- Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования (Республика Мордовия)
- Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования (Республика Саха)
- Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования (Республика Северная Осетия — Алания)
- Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования (Республика Татарстан)
- Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования (Республика Тыва)
- Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования (Удмуртская Республика)
- Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования (Республика Хакасия)
- Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования (Чеченская Республика)
- Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования (Чувашская Республика)
Содержание национально-регионального компонента государственного стандарта общего образования имело отличия в зависимости от республики.
Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования в Чувашской Республике
Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования в Чувашской Республике — компонент государственного стандарта общего образования. Устанавливается Чувашской Республикой[1].
Общие сведения
Утверждение национально-регионального компонента относится к компетенции Кабинета Министров Чувашской Республики.
Разрабатывается на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования в Российской Федерации.
Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования в Чувашской Республике, наравне с федеральным компонентом и компонентом образовательного учреждения является основой объективной оценки уровня образования и квалификации учащихся независимо от форм получения образования.
Закон Чувашской Республики «О языках в Чувашской Республике» и национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования регламентируют изучение государственных языков Чувашской Республики во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях.
Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования отражается в базисном учебном плане образовательных учреждений Чувашской Республики, применяемым общеобразовательным учреждениям Чувашской Республики в качестве основы при разработке учебных планов.
Базисный учебный план
В настоящее время общеобразовательные учреждения Чувашской Республики при разработке учебных планов исходят из базисного учебного плана, утверждённого Приказом Министра образования и молодёжной политики Чувашской Республики Г. П. Черновой за № 473 от 10 июня 2005 года.
В базисном учебном плане для классов начального общего образования с русским языком обучения при 5-дневной учебной неделе национально-региональный компонент и компонент образовательного учреждения отсутствуют. При 6-дневной учебной неделе на национально-региональный компонент и компонент образовательного учреждения выделяются 11 часов.
Учебные предметы | Количество часов в неделю по классам | Всего | |||
I | II | III | IV | ||
Чувашский язык | 2 | 3 | 3 | 3 | 11 |
Национально-региональный компонент и компонент образовательного учреждения | 2 | 3 | 3 | 3 | 11 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка | 20 | 25 | 25 | 25 | 95 |
В базисном учебном плане для классов начального общего образования с родным (нерусским) языком обучения при 6-дневной учебной неделе на национально-региональный компонент и компонент образовательного учреждения выделяются 23 часа.
Учебные предметы | Количество часов в неделю по классам | Всего | |||
I | II | III | IV | ||
Чувашский язык | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 |
Литературное чтение | 2 | 3 | 3 | 3 | 11 |
Национально-региональный компонент и компонент образовательного учреждения | 5 | 6 | 6 | 6 | 23 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка | 20 | 25 | 25 | 25 | 95 |
Данные по 5-дневной учебной неделе отсутствуют.
В базисном учебном плане для классов основного общего образования с русским языком обучения при 5-дневной учебной неделе национально-региональный компонент и компонент образовательного учреждения отсутствуют.
При 6-дневной учебной неделе на национально-региональный компонент и компонент образовательного учреждения выделяются 11 часов.
Учебные предметы | Количество часов в неделю по классам | Всего | ||||
V | VI | VII | VIII | IX | ||
Чувашский язык | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 |
Национально-региональный компонент и компонент образовательного учреждения | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 11 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка | 31 | 32 | 34 | 35 | 35 | 167 |
В образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, для организации изучения учащимися содержания образовательных программ краеведческой направленности в национально-региональный компонент переданы часы в 6 классе — 1 час в неделю учебного предмета «География» и 1 час в неделю учебного предмета «Биология»; в 8 классе — 1 час в неделю учебного предмета «Искусство» и 1 час в неделю учебного предмета «Технология»; в 9 классе — 1 час в неделю учебного предмета «История». Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания в 5-8 классах по 1 часу в неделю интегрированного учебного предмета «Культура родного края», остальные — для преподавания физической культуры. В 9 классе 1 час в неделю учебного предмета «Искусство» передается на изучение учебного предмета «Культура родного края».
Три часа, предусмотренные на национально-региональный компонент в 9 классе, используются на предпрофильную подготовку, из них 2 часа в неделю — на введение элективных курсов и курсов по выбору. 1 час в неделю — на информационную работу, на мероприятия профориентационного характера, на анкетирование и консультирование учащихся 9 классов.
В базисном учебном плане для классов основного общего образования с русским (неродным) языком обучения при 6-дневной учебной неделе на национально-региональный компонент и компонент образовательного учреждения выделяются 6 часов.
Учебные предметы | Количество часов в неделю по классам | Всего | ||||
V | VI | VII | VIII | IX | ||
Чувашский язык | 3 | 2 | 2 | 2 | 1/2 | 10,5 |
Чувашская литература | 3 | 2 | 2 | 2 | 2/1 | 10,5 |
Национально-региональный компонент и компонент образовательного учреждения | 1 | 1 | 1 | 3 | 6 | |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка | 31 | 32 | 34 | 35 | 35 | 167 |
В образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, часы национально-регионального компонента в 5-7 классах по 1 часу в неделю рекомендуются использовать для преподавания интегрированного учебного предмета «Культура родного края». В 8-м классе учебный материал по учебному предмету «Культура родного края» изучается интегрированно на уроках родной литературы, общественных дисциплин, музыки и ИЗО, в 9 классе 1 час в неделю учебного предмета «Искусство» передается на изучение учебного предмета «Культура родного края».
Три часа, предусмотренные на национально-региональный компонент в 9 классе, используются на предпрофильную подготовку, из них 2 часа в неделю — на введение элективных курсов и курсов по выбору, 1 час в неделю — на информационную работу и на мероприятия профориентационного характера и на психолого-педагогическую диагностику, анкетирование и консультирование учащихся 9 классов.
Данные по 5-дневной учебной неделе отсутствуют.
В базисном учебном плане для классов среднего (полного) общего образования с русским языком обучения при 6-дневной учебной неделе на национально-региональный компонент выделяется 2 часа.
Учебные предметы | Количество часов в неделю по классам | Всего | |
X | XI | ||
Чувашская литература | 1 | 1 | 2 |
Национально-региональный компонент | 1 | 1 | 2 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка | 36 | 36 | 72 |
См. также
- Список официально многоязычных стран и регионов
- СМИ в России#Печатные СМИ по языкам
- Языковая политика в России
Примечания
- ↑ Закон Чувашской Республики «Об образовании» . Дата обращения: 24 мая 2014. Архивировано 25 мая 2014 года.
Ссылки
- Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (недоступная ссылка)
- Пояснительная записка к Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования
- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»
- Как и зачем сохранять языки народов России? Константин Замятин, Анника Пасанен,Янне Саарикиви
- Учебный план на 2010—2011 учебный год — Создание сайтов (недоступная ссылка)
- Учебные планы школы на 2010—2011 учебный год