Национальная организация русских мусульман
Национальная организация русских мусульман | |
---|---|
Общие сведения | |
Другие названия | НОРМ |
Основание | 12 июня 2004 г. |
Основатель | В. А. Сидоров (Харун ар-Руси) |
Вероисповедание | |
Правовая школа | маликитский мазхаб[1] |
Вероубеждение | ашаритская акида |
Орден | Даркавия |
Распространение | |
Страны | Россия, Казахстан |
Этнические группы | русские мусульмане |
Управление | |
Амир | В. А. Сидоров[2] |
Национа́льная организа́ция ру́сских мусульма́н (НОРМ) — общественная организация, объединяющая этнических русских, исповедующих ислам.[3] Организация образована в 2004 году.[3]
История
О создании Национальной организации русских мусульман было объявлено в июне 2004 года на съезде «Организации русских мусульман» в Омске, где произошло объединение мусульманских групп «Давгат аль-Ислами» (Омск), Царевококшайская община русских мусульман (Йошкар-Ола), Джамаат русских мусульман «Бану Зулькарнайн» (Москва), Культурный центр русских мусульман «Ихлас» (Алма-Ата).[4] В течение несколько дней после съезда его организаторы придали широкой огласке данное событие, «засветившись» в ряде печатных СМИ и на ведущих российских и мировых исламских интернет-ресурсах. На пресс-конференции в «Известиях» лидеры НОРМ заявили о том, что «спасение России и духовная перспектива для этнических русских — только в исламе». По словам НОРМовцев, одной из их целей является формирование некоего «субэтноса» — русских мусульман[5].
Первыми руководителями организации были Тарас (Абдуль-Карим) Черниенко, Анатолий (Абу Талиб) Степченко.[4] В дальнейшем на первые позиции в НОРМе выдвинулись Дмитрий (Амир) Мавров и Вадим Сидоров (Харун ар-Руси)[6].
В начале деятельности организации между частью руководства и бывшим православным священником А. В. Полосиным существовал конфликт[6]. После того, как конфликты с А. В. Полосиным прекратились, в феврале 2006 года вступил на должность первого заместителя председателя (1-го наиба) НОРМ[7][8].
В 2005—2006 организацию покинула шиитская часть, которой руководил Т. Черниенко[6]. В декабре 2006 года Совет (шура) НОРМ постановил исключить из организации шиитскую секцию и исповедовать только суннитский ислам и маликитский мазхаб. Для распространения информации и знаний о маликитском мазхабе в России был учреждён Маликитский центр НОРМ. Правление НОРМ было утверждено в следующем составе:[9]
- глава НОРМ — шейх Абу Талиб (Анатолий Степченко);
- первый заместитель главы НОРМ — Али Вячеслав Полосин;
- заместитель главы НОРМ — Искандер Яфиси (Александр Казаков);
- главный мухтасиб НОРМ — Харун ар-Руси (Вадим Сидоров);
- председатель шариатского комитета — Махди Шамсутдин (Сергей Попов);
- руководитель пресс-службы — Амир Хамдани (Григорий Мавров);
- руководитель юридической службы — Абдаллах ар-Рустуви (Василий Деревянкин).
После того, как из организации вышли сторонники более конструктивной линии А. Степченко, в ней остались в основном сторонники В. Сидорова, которые фактически отождествили с собой всю организацию[6].
В 2007 году НОРМовцы заявили, что станут развивать в России маликитский мазхаб. По их мнению, эта правовая школа является идеологической основой для строительства общины русских мусульман[6]. Тогда же состоялись первые контакты руководителей НОРМ с международным сообщество «Мирабитун», занимающимся проповедью в западных странах суннизма маликитского мазхаба и состоящего мелких неофитских джамаатов из немусульманских народов.[3]
Функционеры, пришедшие в ислам из среды русских националистов (в том числе из неоязыческих движений) стремятся противопоставить новых русских мусульман представителям традиционно исламских народов России, а также отделить новых мусульман из общей мусульманской среды и создать для этого отдельные структуры. С этим связано принятие руководством НОРМ маликитского мазхаба, который до этого не имел приверженцев на территории России[6].
В 2005—2006 годах НОРМ арендовала помещения для проведения пятничных молитв[6]. 27 декабря 2011 года НОРМ инициировала подписание ключевыми независимыми мусульманскими общественными деятелями России Исламской Гражданской Хартии как платформы консолидации и требований мусульманской части российского гражданского движения сопротивления. … Вместе с тем, ряд лиц заявили о своем отмежевании от НОРМ, обвинив ее в стремлении организовать в России «цветную революцию» и дискредитации русского ислама. В их числе были заявивший о прекращении членства в организации Али Вячеслав Полосин и Сергей Маркус, позже открыто вышедший из Ислама, перейдя в старообрядчество. http://russmuslims.info/?p=86
По данным социологов, большинство новых русских мусульман не входят в данную организацию[6].
Критика
В 2006 году муфтий Нафигулла Аширов осудил НОРМ за «русский шовинизм».[3]
В 2013 году религиовед Р. А. Силантьев комментируя решение лидеров НОРМ уехать из Российской Федерации для продолжения своей деятельности за рубежом, отметил: «Редкий случай, когда я полностью согласен с товарищем Сидоровым. Действительно, зачем русским ваххабитам жить в кяфирской России и страдать от произвола „кровавой гэбни“, когда в мире столько прекрасных стран, где можно беспрепятственно строить халифат, имарат или даже столь любимый ими русский негритюд? Афганистан, Пакистан, Ирак и Сомали с нетерпением ждут вас. Давайте, товарищи, до свидания, и по возможности заберите с собой побольше нерусских ваххабитов — им ведь сейчас тоже тяжело приходится».[2]
Тогда же интернет-издание Фонтанка.ру определило НОРМ, как «исламскую радикальную организацию».[10]
Примечания
- ↑ Селдых Н. "Не женское дело - смерть. Почему террористы и религиозные экстремисты так часто делают женщин своим орудием" Архивная копия от 17 июня 2016 на Wayback Machine // Российская газета — Федеральный выпуск №5987 (11), 22.01.2013 (Добрынина Е. копия Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine на Интерфакс-Религия)
- ↑ Перейти обратно: 2,0 2,1 Исламовед поддерживает лидеров Национальной организации русских мусульман, призвавших своих единомышленников покинуть Россию Архивная копия от 2 марта 2015 на Wayback Machine // Интерфакс-Религия, 03.09.2013
- ↑ Перейти обратно: 3,0 3,1 3,2 3,3 Мальцев В. «Тупики „русского национального ислама“. Новообращенные мусульмане сотрудничают с ультраправыми движениями» Архивная копия от 11 августа 2016 на Wayback Machine // НГ-Религии, 16.09.2009 (копия Архивная копия от 30 июня 2015 на Wayback Machine на Интерфакс-Религия)
- ↑ Перейти обратно: 4,0 4,1 Создана Национальная организация русских мусульман Архивная копия от 1 марта 2015 на Wayback Machine // Русская линия, 16.06.2004
- ↑ Нелюбов, Иван "Русские мусульмане": еще один «религио-технологический» проект? . Портал-Credo.Ru (2004). Дата обращения: 27 февраля 2015. Архивировано 27 февраля 2015 года.
- ↑ Перейти обратно: 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 6,7 Ислам в Москве: энциклопедический словарь / Коллект. автор. Сост. и отв. редактор — Д. З. Хайретдинов. — Н. Новгород: Издательский дом «Медина», 2008
- ↑ Али Вячеслав Полосин стал первым заместителем председателя НОРМ . Информационно-аналитический центр «СОВА» (6 февраля 2006). Дата обращения: 27 февраля 2015. Архивировано 27 февраля 2015 года.
- ↑ Сообщение Информационной службы Национальной организации русских мусульман об объединении различных групп русских мусульман . Портал-Credo.Ru (2006). Дата обращения: 27 февраля 2015. Архивировано 27 февраля 2015 года.
- ↑ Совет Национальной организации русских мусульман (НОРМ) постановил исключить из организации шиитскую секцию и отныне исповедовать ислам только в суннитской форме . Портал-Credo.Ru (12 декабря 2006). Дата обращения: 27 февраля 2015. Архивировано 27 февраля 2015 года.
- ↑ Тимур Зайнуллин Fontanka.ru: «Тайфун» пришел за проповедником «исламофашизма» Архивная копия от 5 июня 2015 на Wayback Machine // Фонтанка.ру, 21.08.2013
Литература
- Ислам в Москве: энциклопедический словарь / Коллект. автор. Сост. и отв. редактор – Д. З. Хайретдинов. — Н. Новгород: Медина, 2008.
- Силантьев Р. А. Ислам в современной России. Энциклопедия. — М.: Алгоритм, 2008. — 576 с. — ISBN 978-5-9265-0467-2.
- Чемышев Э. В. Исламское религиозное движение в Республике Марий Эл: проблемы и противоречия // Филология и культура. — 2012. — № 1. — С. 220—225.