Национальная музыка

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Национа́льная му́зыка — отражение средствами музыкального искусства национальной специфики своего народа[1], иными словами, это музыкальные произведения в характере народных мелодий и вкусов[2] независимо от музыкального жанра: народная музыка, академическая, духовная[3], популярная[4]. Национальная музыка опирается на фольклорно-национальные истоки[1] и является важной частью национальной культуры[5].

Описание

К национальной музыке относятся государственные гимны. Среди многочисленных сборников гимнов выделяются «Recueil d’airs nationeaux» Леона Шика[fr] и в особенности «Сборник национальных гимнов всех государств света» П. Щуровского.

Национальной оперой называется та, в которой сюжет и музыка проникнуты национальным духом: «Жизнь за царя» М. Глинки, «Русалка» А. Даргомыжского, «Рогнеда» и «Вражья сила» А. Серова, «Снегурочка» и «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова, «Купец Калашников» А. Рубинштейна, «Опричник», «Мазепа» и «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Князь Игорь» А. Бородина, «Борис Годунов» и «Хованщина» М. Мусоргского, «Кузнец Вакула» Н. Соловьёва, «Нижегородцы» Э. Направника, «Фрейшютц» К. Вебера, итальянские оперы многих композиторов (в особенности Доницетти), музыка которых так близко подошла к народным массам, что стала национальным достоянием. Только нация всесторонне и художественно развитая может иметь свою национальную оперу. Некоторые оперы, воспроизводящие жизнь народа и его песни и вполне ему доступные, также называются народными, например «Фрейшютц» К. Вебера, отчасти «Вражья сила» А. Серова. В Европе XIX века патриотические оперы обычно называли историческими, но не национальными, потому что, по мнению В. Стасова, в «Европе национальная музыка и ее главное основание — национальная песня — давно исчезла и нигде уже почти более не существует»[6].

Национальными композиторами считаются те, в произведениях которых, даже чуждых заимствований у народа, часто проявляется национальный дух (Бетховен, Гендель, Гуно, Верди, Глинка, Сметана, Шопен, Гаде, Григ, Свендсен и многие другие)[7].

Этномузыковед Т. Турино[en] отмечает, что национальная музыка может использоваться для создания, поддержания или изменения идентичности национальной (или этнической) группы[8]. А на основе анализа музыкального национализма[en] можно многое понять о различных национальных и этнических взаимоотношениях в том или ином обществе[9].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 Чугреев, В. С. Национальный колорит в произведениях для духового оркестра Архивная копия от 31 декабря 2019 на Wayback Machine. Диссертация на соискание кандидата искусствоведения — М., 1999
  2. Национальная Музыка // Чудинов А. Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка — СПб., 1910
  3. Ибрагимов Г. Г. Духовная музыка в учебно-воспитательном процессе // Гуманитарные исследования, № 4 (28), 2008 — 173-176
  4. Озерова К. А. Историческая память, групповая идентичность и национальная музыка: теоретико-методологические основания социологического исследования // Казанский социально-гуманитарный вестник, № 4 (17), 2015 — С. 42
  5. Кобозева И. С. Национальная музыка и проблема ее изучения в процессе профессиональной подготовки школьного учителя (на материалах учебной работы в фортепианном классе музыкально-педагогического факультета пединститута Мордовии) Архивная копия от 22 июня 2022 на Wayback Machine. Автореферат диссертации — Моск. пед. ун-т, 1991
  6. Стасов В. В. Живопись, скульптура, музыка. Избранные сочинения Архивная копия от 18 июня 2022 на Wayback Machine. В 6 ч. Часть 6 — М.: Юрайт, 2017 — С. 396
  7. Соловьёв Н. Ф. Национальная музыка // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1897. — Т. XXa. — С. 712.
  8. De Coven. Nationalism in music. // University of Northern Lowa. The North American Review. Vol 189. No 640. — pp. 386–396
  9. Turino T.[en] Nationalism and Latin American music: Selected Case Studies and Theoretical Considerations. // University of Texas press. Latin America music review. Vol 24. No 2. — pp. 169 -209

Литература

Ссылки