Насморк (роман)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Насморк
Katar
Жанр Детектив
Автор Станислав Лем
Язык оригинала польский
Дата написания 1976
Дата первой публикации 1976
Издательство Wydawnictwo Literackie

«Насморк» (польск. «Katar») — философско-детективный роман польского писателя Станислава Лема, изданный в 1976 году. Через два года переведён на русский язык. В 1979 году получил французскую литературную премию «Гран-при детективной литературы[en]»[1].

Сюжет

Действие происходит в недалёком будущем. Европа пытается найти противоядие от постоянных актов террора, за которыми стоят феминистские и иные группировки.

Главный герой — американский астронавт, вовлеченный в расследование серии загадочных смертей в Неаполе. Гибель 12 незнакомых друг с другом иностранных туристов, на первый взгляд, ничем не связана: часть из них совершили самоубийство, причиной других смертей стали несчастные случаи. Но тот факт, что накануне гибели у всех жертв отмечались симптомы мании преследования, наводит следствие на мысли о преступном замысле. К тому же у всех жертв обнаруживаются черты сходства: проблемы с лёгкими, посещение серных ванн, мужской пол, немолодой возраст, невладение итальянским, прогрессирующее облысение, отсутствие диабета...

Проводимое героем расследование приводит его из Неаполя в Рим (где он едва не становится жертвой очередного террористического акта), а оттуда — в Париж. К анализу ситуации удаётся привлечь лучшие научные умы Франции. Разгадку подсказывает аналогичный случай, о котором вспомнил отставной инспектор парижской полиции. Вскоре у рассказчика начинаются симптомы суицидального расстройства, аналогичные наблюдавшимся в Неаполе...

В итоге выясняется, что причиной смертей стала случайная комбинация многих (по отдельности безвредных) химических веществ, оказавшихся в организме (средство от облысения, лекарство от аллергии, жареный миндаль и т. д.), которая действовала как сильное психоактивное вещество, вызывая кошмары и временное помешательство. Находясь под воздействием этого вещества, жертвы, не способные контролировать своё поведение, погибали.

Критика

Формально роман может быть отнесён к детективному жанру[2], однако усложнён элементами других жанров. По сути это философский роман, поскольку детективный сюжет лишь иллюстрирует проблемы логики, случайности, ограниченности человеческого знания[2][3].

Детективный жанр, традиционно служивший консервативной идеологии и внушавший читателям уверенность в нерушимости существующего порядка, переосмысливается Лемом — вслед за БорхесомСмерть и буссоль», 1942)[3], — в совершенно ином ключе: чтобы передать ограниченность человеческого рассудка при столкновении с беспредельной сложностью реальности[4]. Наряду с более ранним «Следствием» этот роман отражает интерес Лема к тому, что он называл философией случая.

Примечания

  1. Le Grand Prix de littérature policère (фр.) (недоступная ссылка) (19 апреля 2005). Дата обращения: 8 декабря 2012. Архивировано 10 декабря 2012 года.
  2. 2,0 2,1 The chain of chance — Kirkus Book Reviews (англ.). en:Kirkus Reviews (1 августа 1978). Дата обращения: 8 декабря 2012.
  3. 3,0 3,1 Di Filippo, Paul The Chain of Chance (англ.). The Barnes & Noble Review (22 августа 2007). Дата обращения: 8 декабря 2012. Архивировано 10 декабря 2012 года.
  4. Narrating Utopia: Ideology, Gender, Form in Utopian Literature - Christopher S. Ferns - Google Books

Ссылки