Насилие (фильм)
Насилие | |
---|---|
Compulsion | |
![]() | |
Жанр | юридический триллер |
Режиссёр | Ричард Флейшер |
Продюсер | Ричард Д. Занук |
Автор сценария |
Ричард Мёрфи |
В главных ролях |
Орсон Уэллс Дин Стоквелл Брэдфорд Диллман |
Оператор | Уильям С. Меллор |
Композитор | Лайонел Ньюман |
Кинокомпания | 20th Century Fox |
Длительность | 103 мин. |
Страна |
|
Год | 1959 |
«Насилие» (англ. Compulsion) — американский чёрно-белый художественный фильм, юридический триллер режиссёра Ричарда Флейшера, премьера которого состоялась в 1959 году. В главных ролях задействованы Орсон Уэллс, Дин Стоквелл и Брэдфорд Диллман. Экранизация одноимённого романа Мейера Левина[англ.], который, в свою очередь, основан на реальных событиях — деле Леопольда и Лёба.
Лента концентрируется на отвергании двумя основными фигурантами, которые были проявлены во время следствия по делу об убийстве, философии Фридриха Ницше. Адвокат преступников проявляет неимоверную человечность, когда спасает их от смертной казни. Примечательно, что кроме вступительных титров и финальной сцены, музыка в картине полностью отсутствует, что придаёт ей ещё больший психологический эффект[1].
Лента вошла в основную конкурсную программу 12-го Каннского кинофестиваля, где боролась за «Золотую пальмовую ветвь». Все три ключевых актёра — Орсон Уэллс, Дин Стоквелл и Брэдфорд Диллман — на смотре были признаны лучшими и забрали домой приз за лучшую мужскую роль[2]. Кроме того, фильм номинировался на премию BAFTA в категории «Лучший фильм», однако на церемонии вручения проиграл «Бен-Гуру»[3].
Сюжет
В этой статье нет полного описания сюжета. |
Действие фильма происходит в 1924 году, в городе Чикаго. Близкие друзья Арти Штраусс (Брэдфорд Диллман) и Джадд Штайнер (Дин Стоквелл) решают совершить, по их мнению, идеальное убийство — похищение и устранение маленького Поли Кесслера. Они верят, что убийство будет стоять выше всякого закона и ни одна улика не будет найдена. Полиция выслеживает их почти сразу же после совершения преступления — Джадд оставил возле убитого мальчика свои очки. Известный адвокат Джонатан Уилк (Орсон Уэллс) берёт это дело под своё крыло, тем самым спасая убийц от смертной казни.
В ленте фигурируют всевозможные юридические термины, а финальный монолог адвоката Уилка, произносившийся 13 минут, стал наиболее длинным за всю историю кинематографа[4][5][6].
В ролях
|
|
Создание
В самом начале производства фильма у Флейшера были планы на использование музыки во всем фильме, однако когда режиссёр приехал к композитору Лайонелу Ньюману[англ.] с финальной версией картины, тот не посчитал нужным, что ей требуется музыкальное сопровождение[8].
Юристы кинокомпании 20th Century Fox были обеспокоены тем, что тогда ещё живой Натан Леопольд мог подать иск в суд на создателей фильма за клевету, показанную в картине. Людям, отвечавшим за рекламу фильма в СМИ, пришлось просить журналистов не писать о том, что лента основана на реальных событиях, ни слова. Были отменены также запланированные пресс-релизы и интервью. Несмотря на это, одна из нью-йоркских газет всё-таки упомянула этот факт, после чего иск от Леопольда последовал незамедлительно. Тем не менее, в суде преступник проиграл из-за того, что незадолго до судебного процесса он издал автобиографическую книгу «Жизнь плюс 99 лет», в которой были изложены те же самые факты, что и в фильме[8].
В одном из последних интервью Флейшер признавался, что у него ещё во время съёмок были какие-то ощущения, что его фильм войдёт в историю. Он говорил, что особенно это чувствовалось, когда Уэллс произносил монолог в финальной сцене. Сам актёр, согласно Флейшеру, очень нервничал во время репетиции этого эпизода. Незадолго до окончания съёмочного процесса, заработная плата Уэллса за фильм была отнята членами специального подразделения лос-анджелесского налогового департамента. Произошло это из-за того, что у актёра давно были проблемы с налогами. Все это настолько расстроило Уэллса, что тот покинул павильоны студии и уехал из страны, так и не дочитав свой монолог. Монтажёр Уильям Рейнольдс спас положение, склеив предыдущие слова Уэллса[8].
Критика
Фильм был положительно воспринят большинством мировых кинокритиков, которые, по большей части, отмечали актёрскую игру Орсона Уэллса и саспенсную подоплёку ленты[9]. Ричард Флейшер неоднократно признавался, что считает «Насилие» своим лучшим фильмом.
- «Захватывающее изложение дела Леопольда-Лёба с выдающейся актёрской игрой Орсона Уэллса» — Кен Ханке, Mountain Express[9]
- «Флейшер проделал невероятно трудную работу» — Рори Л. Аронски, Film Threat[10]
- «Второстепенные актёры постарались на славу и привнесли темную изюминку в яркую и увлекательную картину» — А. Х. Уайлер, The New York Times[11]
Награды
- 1959 — участие в основной конкурсной программе 12-го Каннского кинофестиваля, приз за лучшую мужскую роль (Орсон Уэллс, Дин Стоквелл, Брэдфорд Диллман)[2].
- 1959 — номинация на премию Гильдии режиссёров США за лучшую режиссёрскую работу (Ричард Флейшер)[12].
- 1960 — номинация на премию Гильдии сценаристов США за лучший сценарий к кинодраме (Ричард Мёрфи)[13].
- 1960 — номинация на премию «Лоурел» за лучшую драму года[14].
- 1960 — номинация на премию BAFTA за лучший фильм года[3].
См. также
- Дело Леопольда и Лёба
- «Верёвка» — триллер Альфреда Хичкока, основанный на тех же событиях.
- «Обморок» — драма Тома Калина, основанная на тех же событиях.
- «Отсчёт убийств» — фильм Барбе Шрёдера, основанный на тех же событиях.
Примечания
- ↑ Ньеми, 2006, с. 388.
- ↑ Перейти обратно: 2,0 2,1 Awards 1959 (англ.) (недоступная ссылка). Cannes Film Festival. Дата обращения: 24 мая 2016. Архивировано 11 июня 2016 года.
- ↑ Перейти обратно: 3,0 3,1 Awards Database (англ.). BAFTA. Дата обращения: 24 мая 2016.
- ↑ Thomas S. Hischak. American Literature on Stage and Screen: 525 Works and Their Adaptations. — McFarland, 2012. — С. 46. — 308 с.
- ↑ Film Notes (англ.). State University of New York at Albany. Дата обращения: 24 мая 2016.
- ↑ Best Film Speeches and Monologues (англ.). American Movie Classics Company. Дата обращения: 24 мая 2016.
- ↑ Перейти обратно: 7,0 7,1 7,2 Ньеми, 2006, p. 387.
- ↑ Перейти обратно: 8,0 8,1 8,2 Бёрт, 1994, с. 208.
- ↑ Перейти обратно: 9,0 9,1 Compulsion (1959) (англ.). Rotten Tomatoes. Дата обращения: 24 мая 2016.
- ↑ Рори Л. Аронски. COMPULSION (DVD) (англ.). Film Threat. Дата обращения: 24 мая 2016. Архивировано 11 декабря 2012 года.
- ↑ А. Х. Уайлер. Compulsion (1959) The Screen: 'Compulsion' (англ.). The New York Times (2 апреля 1959). Дата обращения: 24 мая 2016.
- ↑ Winners and Nominee Search (англ.). Directors Guild of America. Дата обращения: 24 мая 2016.
- ↑ Richard Zanuck had a 'Compulsion' to produce films (англ.). Los Angeles Times. Дата обращения: 24 мая 2016.
- ↑ From Life to Stage & Screen: Interpretations of the 'Crime of the Century' (англ.) (недоступная ссылка). Cincinnati World Cinema. Дата обращения: 24 мая 2016. Архивировано 10 июня 2016 года.
Литература
- Robert Niemi. History in the Media: Film And Television. — ABC-CLIO, 2006.
- George Burt. The Art of Film Music. — Northeastern University Press, 1994.
Ссылки
- «Насилие» (англ.) на сайте Internet Movie Database
- «Насилие» (англ.) на сайте Rotten Tomatoes
- Фильмы по алфавиту
- Фильмы 1959 года
- Фильмы Ричарда Флейшера
- Фильмы-триллеры США
- Экранизации романов США
- Чёрно-белые фильмы США
- Фильмы 20th Century Studios
- Фильмы США 1959 года
- Фильмы США о заключённых
- Смертная казнь в фильмах
- Фильмы на английском языке
- Экранизации литературных произведений
- Фильмы о реальных преступниках
- Фильмы, основанные на реальных событиях
- Фильмы о школе