Наряд-заказ

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Наряд-заказ на выполнение работ (заказ-наряд на выполнение работ, наряд-заказ, заказ-наряд) — документ, имеющий значение договора на выполнение работ или оказание услуг. Как правило, наряд-заказ сочетает элементы собственно договорных обязательств, технического задания и расчета стоимости. В бухгалтерском учёте наряд-заказ является одним из видов первичных документов. Может использоваться также как документ внутреннего хозрасчёта на предприятиях, например, в общественном питании или на железнодорожном транспорте.

Определение

Согласно БСЭ, наряд-заказ ― это документ, на основании которого регулируются взаимоотношения между поставщиком и покупателем при поставках продукции производственно-технического назначения. Оформляется поставщиком на основании представляемых покупателями заявок (спецификаций). На основании наряд-заказа могут заключаются договоры на поставку, а принятый к исполнению наряд-заказ может заменять договор. Приём наряд-заказа к исполнению означает установление договорных отношений со всеми вытекающими последствиями при нарушении сторонами принятых обязательств[1].

В БРЭ, заказ-наряд (при автомобильной перевозке) ― это форма договора фрахтования[2]. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки груза[3].

Термин «наряд-заказ» как таковой отсутствует в Гражданском кодексе РФ и в Общероссийском классификаторе управленческой документации (ОКУД) ОК-011-93. В то же время унифицированные формы наряд-заказов для предприятий бытового обслуживания (БО-1, БО-2 и т. д.) утверждены Министерством финансов РФ. Эти бланки нумеруются и являются документами строгой отчётности (квитанциями).

Форма

Заказ-наряд оформляется на бумажном носителе или формируется в виде электронного договора. Реквизиты заказа-наряда и порядок его оформления или формирования устанавливаются правилами перевозок грузов[4]. Формат электронного заказа-наряда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта[5]. Формат электронного заказа-наряда утверждён приказом ФНС РФ[6].

Анализируя конкретное дело, где предприятие использовало бланки «заказ-наряд», Федеральный арбитражный суд признал их не соответствующими установленной форме и не могущими быть отнесёнными к бланкам строгой отчётности, их нельзя приравнивать к чекам[7]. В соответствии с «Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации» договор об оказании бытовых услуг (выполнении работ) оформляется в письменной форме.

Например, форма БО-1 применяется при оформлении заказов населения за услуги и работы по ремонту радиотелевизионной аппаратуры, бытовых машин и приборов, часов, мелкому ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, изготовлению и ремонту мебели и т. п. Первый экземпляр формы является собственно наряд-заказом и используется для учёта выручки и начисления заработной платы исполнителям работ. Второй экземпляр является квитанцией и используются для списания материалов и деталей, израсходованных на ремонт. Третий экземпляр является копией квитанции и передается заказчику как подтверждение сдачи изделия в ремонт. Этот экземпляр содержит также гарантийный талон. При среднем и крупном ремонте автомобилей и мототехники применяется форма «БО-14 автосервис», которая заполняется в 4-х экземплярах: наряд-заказ, копия наряд-заказа, квитанция и копия квитанции[8].

Следует иметь в виду, что предприятия и индивидуальные предприниматели в части оказания услуг населению могут осуществлять денежные расчеты без контрольно-кассовых машин при условии выдачи ими документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, по формам, утверждённым Министерством финансов Российской Федерации.[9]

Организации и ИП имеют право выдавать наряд-заказы вместо кассового чека в следующих случаях [10]:

  • при расчетах в труднодоступных местностях;
  • при расчетах по услугам, освобождённым от применения контрольно-кассовой техники;
  • при расчетах предпринимателей на льготных режимах до 1 июля 2020 года.

В некоторых случаях термин «наряд-заказ» означает форму договора на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и других научно-технических и инновационных разработок. В связи с принятием Федерального закона[11] в части размещения заказов на выполнение работ или оказание услуг для государственных или муниципальных нужд «наряд-заказ» вытесняется термином «государственный (муниципальный) контракт».

В период плановой экономики в СССР наряд-заказ являлся одним из основных документов централизованного снабжения так называемой «фондируемой продукцией». Выдавался после расчёта межотраслевых балансов государственными органами снабжения и сбыта (Госснаба СССР) как покупателям, так и поставщикам продукции. Был обязательным для выполнения обеими сторонами и по сути однозначно определял договорные обязательства сторон[12].

Источники

  1. Наряд-заказ / Л. И. Деглин // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  2. Статья 2. Основные понятия//Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023)
  3. Заказ-наряд//БРЭ, 17.10.2022
  4. Реквизиты заказа-наряда на предоставление транспортного средства//Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200 (ред. от 30.12.2022) "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации"
  5. Статья 18. Перевозка груза с сопровождением представителя грузовладельца, перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей//Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023)
  6. Формат электронного заказа-наряда//Приказ ФНС России от 09.12.2021 N ЕД-7-26/1065@ "Об утверждении форматов электронной транспортной накладной, электронной сопроводительной ведомости и электронного заказ-наряда" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2021 N 66731)
  7. Постановление Президиума Федерального арбитражного суда Московского округа от 25.09.98 № 15. (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 марта 2019. Архивировано 6 марта 2019 года.
  8. Письмо Госналогслужбы РФ от 31 марта 1998 г. № ВК-6-16/210 «О формах документов строгой отчётности для учёта наличных денежных средств без применения контрольно-кассовых машин»
  9. Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утверждено постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 № 745.
  10. Ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ от 22.05.2003
  11. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
  12. Генкин Д. М. Правовые вопросы внешней торговли СССР с европейскими странами народной демократии. — Внешторг, 1955. — С. 93–95.

Литература