Перейти к содержанию

Нарвский железнодорожный мост

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Нарвский железнодорожный мост
Область применения железнодорожный
Пересекает река Нарва
Конструкция
Тип конструкции балочная ферма
Материал сталь
Общая длина 147 м
Ширина моста 4,3 м/11,7 м
Эксплуатация
Открытие 1869
Закрытие на реконструкцию 1902, 1921—1923, 1947
59°22′01″ с. ш. 28°12′22″ в. д.HGЯO

Нарвский железнодорожный мост (эст. Narva raudteesild) — единственный действующий железнодорожный мост через реку Нарва на железнодорожной линии Таллинн — Санкт-Петербург. Современный мост, возведённый в 1947 году, является третьей по счёту конструкцией на одном и том же месте. Его длина составляет 147 м.

История

Мост 1869 года (на первом плане) и мост 1902 году (на заднем)

Первый Нарвский железнодорожный мост был построен в 1869 году. В 1902 году ниже по течению был построен ещё один мост, который был более основательным. Однако оба моста были взорваны в ходе военных действий времён революции, интервенции и Гражданской войны. Солдаты Красной Армии, отступавшие от немецких оккупационных войск, взорвали его 19 января 1919 года. В апреле 1920 года временный железнодорожный мост был восстановлен. После Тартуского мирного договора мост оказался полностью на территории Эстонии и использовался до тех пор, пока в 1924 году не появился новый железнодорожный мост.

Строительство нового моста было начато в 1921 году по заказу властей независимой Эстонии. Возглавил проект профессор А. Пшеницкий. Он был построен в том же месте, где был предыдущий российский мост 1902 года. 12 декабря 1923 года государственный деятель Константин Пятс открыл новый железнодорожный мост длиной 107 м (110 м, по другим источникам) и общей длиной 150 м на железнодорожной линии. Строительство самой железной дороги было проектом британско-балтийского завода. Работу возглавил профессор Оттомар Мэддисон. Мост стоил 40 миллионов марок. Это был последний стальной мост в Эстонии, после этого мосты возводились в основном из железобетона. Это был также первый крупный строительный проект независимой Эстонской Республики, который осуществлялся в основном местными силами. 17 августа 1941 года мост был разрушен отступающей Красной Армией. В реку было спущено более 80 единиц подвижного состава, которые не было возможности эвакуировать в тыл[1]. Когда немцы приступили к восстановлению моста, минеры старшего лейтенанта А. И. Максимова осуществили подрыв ранее заложенной ими у основания одной из опор радиоуправляемой мины. Опасаясь дальнейших взрывов, противник отказался от продолжения восстановительных работ и в течение 8 месяцев переправлял грузы через реку с помощью канатной дороги[2]. На протяжении зимы 1941—1942 гг. для восстановления моста из Германии немцами были завезены металлоконструкции[3][3]. По Нарвскому железнодорожному мосту названа улица Железнодорожного моста (Raudteesilla).

Существующий мост был построен в 1947 году советскими властями. Ввиду пересмотра границы между союзными республиками, мост стал трансграничным. С 1991 года его пересекает российско-эстонская граница.

В филателии

25 октября 2012 года Почта Эстонии (Eesti Post) выпустила серию марок (почтовые марки № 524—526) на тему «Железнодорожные мосты». Это была совместная публикация Эстонии, Латвии и Литвы, в которой, помимо Нарвского моста, был показан ещё один мост в Царникаве в Латвии и Лидувенайский мост в Литве.

Фотографии

Примечания

  1. Старостенков Н. В. Железнодорожные войска России. Кн. 3. На фронтах Великой Отечественной войны: 1941–1945. — М.: Стэха, 2002. — С. 52. — 333 с. — ISBN 5–348–00011–2.
  2. Старостенков Н. В. Железнодорожные войска России. Кн. 2. От Первой мировой до Великой Отечественной: 1917–1941. — М.: Стэха, 2001. — С. 284. — 496 с. — ISBN 5–348–00011–6.
  3. 3,0 3,1 Мост через Нарву, весна 1942 года - YouTube

Литература