Нарбут, Казимир

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Казимир Нарбут
Kazimierz Narbutt
Место рождения Докудово, Лидский повет, Великое княжество Литовское
Место смерти Радивонишки, Лидский уезд, Российская империя
Учёное звание профессор
Язык(и) произведений польский
Направление эклектизм
Период Философия XVIII века
Основные интересы логика
Награды Орден Святого Станислава

Казимир Нарбут или Даниель Казимеж Нарбутт (польск. Daniel Kazimierz Narbutt; 1738, Докудово — 17 марта 1807, Радивонишки близ Лиды) — польский философ, гуманист, поэт, писатель и переводчик, просветитель. Представитель эклектичного направления в философии эпохи Просвещения в Белоруссии и Литве.

Биография

Представитель княжеского рода Нарбуты герба Трубы (Тромбы).

Родился в Докудово в Лидском повете Великого княжества Литовского. Учился в Коллегиуме пиаристов в Щучине, потом в Любяшовским новициате и в пиарском коллегиуме в Дубровице.

С 1759 года совершенствовал свои знания по философии и естественным наукам в пиарском коллегиуме в Вильно, около 4 лет — в пиаристском училище в Риме. После возвращения на родину в 1764 году К. Нарбут был назначен профессором и префектом коллегиума пиаристов в Дубровице. Через несколько лет приглашён преподавателем математики в Вильно, где также читал лекции по философии, был префектом типографии пиаристов.

С 1773 года К. Нарбут вместе с сыновьями подскарбия Михала Бжостовского находился в Германии и Франции.

В 1769 году издал в Вильно учебник по логике («Логика, или Наука рассуждения и умного разговора» на польском языке). Автор курса «Эклектической философии» и рукописей на латинском языке.

Философские взгляды

В «Логике …» Нарбут с гуманистически-просветительских позиций высказывался за свободу философствования, связывая его с поиском истины и критических отношений к выражению всех мыслителей независимо от авторитета. Он более последовательно, чем его предшественники, выступал против схоластов, понимая, что схоластическая философия является препятствием на пути развития науки и занимается проблемами, оторванными от практической жизни человека и общества. Назначение учёных и философов К. Нарбут видел в служении обществу, в развитии тех наук, которые требовала практика жизни. Философию он считал важнейшей дисциплиной, прекрасно осознавая то положение, которое она занимала в средневековье и последующих веках, когда была обслуживала теологию, радовался, что философия начала сбрасывать с себя эти цепи. Основой познания он считал точность и очевидность идей, придерживался тех методологических правил отыскания истины, что и рационалист Р. Декарт. Для установления истины К. Нарбут требовал всестороннего и разнообразного подхода в исследовании явлений. Верил, что человек и его разум — характерная черта гуманистических взглядов Нарбута.

В предисловии к книге «Военная наука прусского короля для его генералов», которую он перевёл с французского языка на польский (Вильно, 1771), затрагивая различные общественные проблемы, выражал своё восхищение общественными мероприятиями, которые осуществлялись на землях тогдашней Белоруссии, в частности, строительством Пинского канала, который способствовал общению между богатыми провинциями. В этом он видел большую пользу для общества. Одновременно К. Нарбут подчеркивал, что эти умные и гуманные мероприятия и политика, направлены на благо всех людей, способствуют развитию мануфактур, горного дела, совершенствованию сельского хозяйства, развитию внутреннего рынка, сбережению средств в государстве.

Мысли об общественной природе человека высказаны и в работах Нарбута начала 1770-х годов. Человек создан для жизни в обществе — это свойство человеческой природы (идея, близкая к идеям Г. Гроте и Д. Локка). С таких позиций мыслитель стремился показать и верховную власть (государство) как организацию, которая возникает в интересах всех и каждого в отдельности и служит на общее благо. По его мнению, верховная власть существует не вечно, а возникает на определенной ступени развития общества. Однако люди при этом сохраняют свои природные права, которые им и гарантирует верховную власть. В обществе, как и в любой общине, усилия всех должны быть направлены на достижение всеобщего счастья, поэтому в стране необходимы законы, на которых бы базировалась целостность, безопасность, а вместе с тем и счастье граждан. Все это Нарбут возлагал на верховную власть, которой отводил очень важную роль: заботиться о нерушимости законов, справедливости, равности, свободе личности.

К. Нарбут отстаивал мысль о необходимости широкого светского образования, сам, как член Эдукационной комиссии, непосредственно занимался реформой школьного обучения в Великом княжестве Литовском. Он выступал против таких методов в практике обучения и воспитания молодого поколения, как телесные наказания учеников. Член «Общества по составлению элементарных книг», К. Нарбут написал 2 раздела для школьного «Устава приходских школ» и наставления «О инспектировании (визитации) школ», где требовал, чтобы в школах Эдукационной комиссии обучали необходимым практическим навыкам и знаниям, которые были бы полезны для человека капиталистической формации, которая только зарождалась. Особое внимание он обращал на необходимость терпимого и гуманного обращения учителей с учениками из бедных семей, которые составляли основной контингент приходских школ, на уважение к их личному достоинству. Критикуя сословную систему обучения и воспитания, особенно систему образования в академиях и коллегиумах ордена иезуитов, он выступал за светскую систему образования, за единые методы обучения, за школу, которая была бы связана с практикой экономической и социальной жизни. Как просветитель-гуманист он заботился о формировании в учениках личности, человека, тесно связанного с практическими потребностями общества и времени. Нарбут привносил в курс обучения светскую этику (не зависимую от религии), которой, по его мнению, являлась наука.

Творчество

Писал стихи, много переводил. Составил первую логику на польском языке: «Logika, czyli rozważania i rozsadzania rzeczy nauka» (Вильно, 1766; 3 изд., 1791).

Ссылки