Наппельбаум, Моисей Соломонович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Моисей Соломонович Наппельбаум
Род деятельности фотограф
Жанр Фотопортрет

Моисе́й Соломо́нович Наппельба́ум (14 [26] декабря 1869, Минск — 13 июня 1958, Москва) — советский фотомастер, создавший собственную творческую манеру исполнения студийного фотопортрета.

Биография

Портрет А. Дашкевич. 1910

Родился в Минске в 1869 году.

В 1884 году поступил учеником в фотоателье минского фотографа Осипа Боретти. Прилежный ученик последовательно овладел копировкой снимков, ретушью, а потом был допущен к самостоятельной съёмке, и много позже фотохудожник с благодарностью вспоминал своего первого учителя[1].

В 1888 году покинул Минск и странствовал по России и другим странам. Побывал в Смоленске, Москве, Варшаве, Вильнюсе, Евпатории. Во время пребывания в Америке работал в Нью-Йорке, Филадельфии, Питтсбурге. В 1895 году вернулся в Минск и открыл павильон портретной фотографии.

В 1910 году переехал в Санкт-Петербург и сотрудничал с журналом «Солнце России».

В Москве ателье Наппельбаума размещалось в доме Анненковых на углу Петровки и Кузнецкого Моста, в Петрограде — на Невском, 72.

В январе 1918 года сделал превосходный портрет Ленина — один из лучших в фотографической Лениниане. В те же годы сделал ряд портретов соратников Ленина. Среди них особо удачные Ф.Дзержинского, Вацлава Воровского, Луначарского и других.

В 1919 году при поддержке Якова Свердлова организовал при ВЦИКе — первую государственную фотографию.

В 1920—1930 годы фотографировал выдающихся людей страны: артистов, писателей, художников и учёных.

В начале 1930-х годов Наппельбаум был лишён избирательных прав и как лишенец подлежал высылке из Москвы. С большим трудом ему удалось добиться отмены этого статуса и устроиться на работу в фотоателье, обслуживавшее туристов-фотолюбителей[2].

Умер в 1958 году. Похоронен на Востряковском кладбище[3].

Семья

Отец поэтесс Лили, Иды и Фредерики Наппельбаум, литературоведа Ольги Грудцовой.

Творчество

В основу этой манеры положил особые приемы работы со светом, позволяющие создавать аскетичный и одновременно яркий и достоверный образ портретируемого. Наппельбаум — мастер композиционного решения кадра, изобразительного нюанса. При кажущейся простоте портреты Наппельбаума полны внутреннего драматизма, типичного для русской художественной традиции. Искусно сочетал в своих работах элементы формализма и понимание фотографии как документа.

Несмотря на очевидную аполитичность, ещё в 1918 году Наппельбаум выполнил портрет Ленина, позже — Сталина.

В 1938 году, подписав договор с президиумом Академии наук СССР, выполнил знаменитую серию портретов действительных членов АН СССР.

К техническим особенностям следует отнести любовь фотографа к съемке с одним источником света, использование (чаще всего) объектива Фохтлендер Коллинеар 420 mm, 1: 7,7 и применение живописных кистей для обработки негатива в процессе проявки.

Звания

Марка по фото М. Наппельбаума

Персональные выставки М.Наппельбаума

  • «М. Наппельбаум» Петроград 1918
  • «М. Наппельбаум» Москва 1935, 1946, 1955

Авторская книга

  • М.Наппельбаум «От ремесла к искусству» Москва 1958(Второе издание 1972)[1]
  • М.Наппельбаум «Избранные фотографии» Альбом / Автор статьи Ан. Вартанов М. Планета 1985 г. 106 с.

Книги с участием М.Наппельбаума

  • «STALIN ON LENIN» Moscow: Foreign Languages Publishing House, 1939[2] (недоступная ссылка)
  • «Антология Советской фотографии, 1917—1940» Издательство ПЛАНЕТА, Москва 1986

Примечания

  1. Неизвестный Наппельбаум. Digital Photo № 102 (октябрь 2011 года), с. 28-35
  2. Фотомагазин, 2000, с. 58.
  3. Где дремлют мёртвые.. boza.m-necropol.ru. Дата обращения: 8 октября 2021. Архивировано 16 мая 2021 года.

Литература

  • Лев Гурвич. Лишенец // «Фотомагазин» : журнал. — 2000. — № 5. — С. 58—61. — ISSN 1029-609-3.

Ссылки