Нагорная проповедь (фреска Росселли)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Нагорная проповедь (Росселли)»)
Козимо Росселли
Нагорная проповедь и исцеление прокажённого. 1482
Discorso della montagna e guarigione del lebbroso
фреска. 349 × 570 см
Сикстинская капелла, Ватикан

Нагорная проповедь и исцеление прокажённого (итал. Discorso della montagna e guarigione del lebbroso) — фреска работы Козимо Росселли, написанная в период 14801482 гг. Расположена в Сикстинской капелле, Ватикан.

История

27 октября 1480 года Росселли, вместе с другими флорентийскими художниками, в том числе Доменико Гирландайо и Сандро Боттичелли, приехал в Рим, куда они были приглашены для участия в проекте по примирению между Лоренцо де Медичи, фактическим правителем Флорентийской республики и папой Сикстом IV. Весной 1481 года флорентийцы приступили к работе в Сикстинской капелле, вместе с Пьетро Перуджино, который начал работу ранее.

Темой росписи стала параллель между историями Моисея и Иисуса Христа, как символ преемственности между Ветхим и Новым заветом, а так же преемственности между законом, данным Моисею и посланием Иисуса, который, в свою очередь, избрал Святого Петра (первого епископа Рима) своим преемником: это должно было послужить провозглашению законности наследников Святого Петра — римских пап.

Из-за большого объема работ художники привезли множество помощников, Росселли, в частности, взял с собой своего ученика Пьеро ди Козимо.

Описание

Фреска является частью Истории Иисуса и на ней, как и на других фресках капеллы, изображено сразу несколько эпизодов из Евангелия. Находится на южной стене капеллы, напротив фрески «Схождение с горы Синай», также принадлежащей кисти Росселли, имеет место своего рода параллель в образе горы, как места, где Бог являет людям свою волю. В центре Иисус, окружённый апостолами, проповедует перед народом этические принципы своего учения. Справа Иисус, в окружении апостолов и зевак, исцеляет прокажённого. В толпе много портретов современников художника, а человек в чёрной шляпе слева — вероятно, сам Росселли.

По мнению Вазари, на этой фреске особенно удался фоновый пейзаж с городом и заросшими лесом холмами, принадлежащий кисти ученика Росселли — Пьеро ди Козимо[1].

Примечания

  1. Вазари, 2008, с. 374.

Литература