Наволокин, Иван Иванович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Иван Иванович Наволокин
Дата рождения 1892(1892)
Место рождения Кирсанов, Тамбовская губерния
Дата смерти 1960(1960)
Страна  СССР  Российская империя
Награды и премии
Герой Социалистического Труда
Орден Ленина Орден Ленина Знак СССР «Почётному железнодорожнику»

Иван Иванович Наволокин (1892, Кирсанов — 1960) — бригадир Астраханской дистанции пути Рязано-Уральской железной дороги, Герой Социалистического Труда. Почётный железнодорожник.

Биография

Родился 1892 году в городе Кирсанов Тамбовской области в семье железнодорожника. В детстве с родителями переехал под Астрахань. С 16 лет пошел работать с отцом путевым рабочим.

В 1911 году поселился с семьёй на полустанке без названия, с цифрой «12-й километр», а позже «492-й километр» Рязано-Уральской железной дороги. В первом случае цифра означала расстояние до Астрахани, во втором — до Царицына. Здесь на полустанке прожил всю свою жизнь, трудился бригадиром путейцев. Благодаря трудолюбию, организаторским способностям, умению находить контакт с людьми, разными по характеру и возрасту, ему удалось создать хороший дружный коллектив дистанции пути.

В Гражданскую войну его едва не расстреляла банда. Ворвавшись рано утром на полустанок они разобрали путь, а утром должен проследовать эшелон с людьми в сторону Астрахани. Помогать бандитам Наволокин наотрез отказался, сумел подать сигнал тревоги показавшемуся паровозу-разведчику, а потом сбежал из под расстрела. После того как удалось восстановить разрушенное, через полустанок стали чаще ходить поезда от Саратова к дельте Волги и к Саратову. Мирный труд нашего народа нарушило вероломное нападение Германии.

В июле 1942 года война докатилась и до Волги. С Верхнего Баскунчака в Астрахань стали приходить санитарные поезда с ранеными и обгоревшими. Стали чаще появляться вражеские самолёты-разведчики, а потом и бомбардировщики. Обстреливали и околоток Наволокина, бросали на поезда и просто на пути бомбы. После разрушений Наволокин стремился как можно быстрее восстановить путь. Движение поездов стало более интенсивным, когда ввели в строй срочно построенную линию железной дороги от Кизляра до Астрахани.

Сутками не бывал Иван Наволокин дома, а если приходил, то не для отдыха, а чтобы обновить инструмент, подобрать нужный материал, взять продукты. Путейцы его бригады работали днём и ночью. Знали, что от пропускной способности полустанка немало зависит и там, на западном берегу Волги.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Наволокину Ивану Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

В декабре 1943 года его вызвали в Москву и в Кремле ему вручили награды, в наркомате высшую награду отрасли — знак «Почётному железнодорожнику». После награждения он также продолжал трудиться на своем околотке, обеспечивая бесперебойное движение эшелонов через полустанок. Путевое хозяйство изношено, в военные годы рельсы, костыли, накладки, скрепления и стрелочные переводы заводами не производились, как и путейский инструмент. В кузнице на своём полустанке Наволокин вырубал куски рельсов, и после скреплений они ещё служили в пути.

И после войны герой-путеец продолжал работать по-фронтовому. В 1947 году был избран депутатом Астраханского областного Совета. Скончался в 1960 году.

Награждён двумя орденами Ленина, медалями.

Литература

  • Герои стальных магистралей. — М., 2004. — Кн. 3
  • Герои труда военных лет 1941—1945. — М., 2001.

Ссылки

Иван Иванович Наволокин. Сайт «Герои страны». Дата обращения: 22 августа 2014.