Наварин (линейный крейсер)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Наварин»
Линейный крейсер «Наварин» перед спуском в воду, 9 ноября 1916 годаЛинейный крейсер «Наварин» перед спуском в воду, 9 ноября 1916 года
Служба
 Российская империя
Класс и тип судна Линейный крейсер
Изготовитель Адмиралтейские верфи
Строительство начато 6 декабря 1912 года
Спущен на воду 9 ноября 1916 года
Введён в эксплуатацию В строй не вводился
Выведен из состава флота 1923 год
Статус Разобран
Основные характеристики
Водоизмещение 32 500 т (полное)
Длина 223,85 м
Ширина 30,5 м
Осадка 8,81 м
Бронирование 237 мм — главный броневой пояс,
125 мм — оконечности,
75…100 мм -верхний пояс между средней и верхней палубами,
100 мм — траверзы,
200…300 мм — башни,
рубка: 250 мм (крыша), 300 мм (основание), 400 мм (выше средней палубы)
Двигатели 6 турбин Парсонса, 25 котлов Ярроу (16 смешанных и 9 нефтяных)
Мощность 70 000 л. с.
Движитель 4
Скорость хода 28,5 узла
Экипаж 42 офицера,
33 кондуктора,
1100 нижних чинов
Вооружение
Артиллерия 12 × 356-мм,
24 × 130-мм,
4 × 47-мм
Зенитная артиллерия 4 × 63-мм зенитных пушки
Минно-торпедное вооружение Шесть 456-мм ТА

«Наварин» — линейный крейсер Российского императорского и советского флота типа «Измаил».

История корабля

Заказан по «Программе спешного усиления Балтийского флота 1912—1916 гг.», утверждённой ГД 6 июня 1912 совместно с «Законопроектом о военно-морском флоте», предусматривающем иметь к 1930 году две действующие и одну резервную эскадры в составе БФ[1][2].

Заложен 6 декабря 1912 года на Адмиралтейском заводе в Санкт-Петербурге, строитель В. И. Невражин. Спущен на воду 9 ноября 1916 года. Из-за неблагоприятной экономической ситуации постройка крейсера была затруднена, несмотря на то, что считалась первостепенной задачей завода[3].

После Февральской революции постройка линейного крейсера замедлилась на стадии готовности по корпусу 52 %, а после Октябрьской революции вовсе прекратилась, причём корпус корабля был сдан на долговременное хранение в порт. После окончания Гражданской войны было рассмотрено несколько проектов достройки «Наварина», однако недостаток средств не позволил их реализовать. 21 августа 1923 года «Наварин» был продан немецкой судоразделочной фирме и 16 октября подготовлен к буксировке в Гамбург, где вскоре разделан на металл.

Примечания

  1. Шацилло К. Ф. Последняя военно-морская программа царского правительства // Отечественная история. 1994. Отечественная история. № 2, С. 161—165.
  2. Петров М. А. Подготовка России к мировой войне на море Архивная копия от 8 октября 2020 на Wayback Machine / С предисловием М. Павловича. — М-Л.: Государственное военное издательство, 1926. — 272 с. — С. 148 — Штаб РККА. Управление по исследованию и использованию опыта войн. — Тираж 3.000.
  3. Виноградов С. Е. «„Измаил“: сверхдредноут Российской империи» —— Морская коллекция, 2001

Литература

  • Виноградов С. Е. «„Измаил“: сверхдредноут Российской империи» — Морская коллекция, 2001
  • В. Ю. Усов «Линейные крейсеры типа „Измаил“» — Судостроение, 1986, № 7 По материалам ЦГАВМФ
  • Л. А. Кузнецов «Почему не достроили линейные крейсеры типа „Измаил“» — Сборник Гангут № 1
  • Тарас А. Корабли Российского императорского флота 1892-1917 гг. — Харвест, 2000. — ISBN 9854338886.

Ссылки