Наблюдательная гондола

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Наблюдательная гондола (также шпионская гондола, англ. Spy gondola) — составная часть военного дирижабля, предназначенная для навигации над полем боя в условиях густой облачности.

Иллюстрация наблюдательной гондолы из американского журнала Scientific American, 1916 год

Использовалась в Первой мировой войне на германских военных дирижаблях. Так как эти дирижабли летали на больших высотах вне досягаемости для вражеской артиллерии, на случай полёта в облаках немцы изобрели спускаемую на тросе длиной до километра[1] специальную гондолу (корзину). Находившийся в ней офицер по телефону корректировал курс воздушного судна для проведения бомбометания. Германская наблюдательная гондола (нем. Spähgondel или нем. Spähkorb) представляла собой модифицированную гондолу радиоантенны (нем. Peilgondel), в которой мог разместиться наблюдатель.

История

Наблюдательные гондолы использовались на дирижаблях класса Schütte-Lanz и Zeppelin. Американские военные экспериментировали с такой гондолой на своих дирижаблях USS Akron и USS Macon в 1930-х годах[2].

Эрнст Леманн[англ.], капитан немецкого дирижабля, одним из первых описал это устройство в своей книге «Цеппелины». В ней он сообщает, что барон Макс фон Гемминген[нем.], племянник графа Цеппелина, настаивал на том, что был первым, кто испытал наблюдательную гондолу на Zeppelin LZ 12 во время рейда на Лондон в 1916 году[3]. Защитники Кале слышали работу двигателей дирижабля, но их прожекторы и артиллерийский огонь не доходили до воздушного корабля[4].

Наблюдательная гондола в лондонском Имперском военном музее

Трос для спуска гондолы был выполнен из высококачественной стали с латунным сердечником и имел изолированный резиной телефонный кабель. Сама гондола была оборудована плетеным стулом, картами местности, электрической лампой, компасом, телефоном и громоотводом[4]. Тот же Гемминген сообщал о чувстве одиночества, которое ощущали военные в гондоле, также не видя дирижабль. Однако члены экипажа воздушного судна охотно выполняли миссию в наблюдательной гондоле, так как это было единственное место, где разрешалось курить[3].

Сюжет из фильма

В Имперском военном музее в Лондоне экспонируется одна из наблюдательных гондол немецкого Цеппелина, которая была обнаружена около Колчестера после воздушного налета немецких дирижаблей в ночь со 2 на 3 сентября 1916 года. Предположительно, она принадлежала Zeppelin LZ 90; с ней было найдено около 1500 метров троса, лебёдка обнаружилась недалеко от города Бери-Сент-Эдмундс[5].

Использование шпионской корзины показано в художественном фильме 1930 года «Ангелы Ада».

Примечания

  1. Captain Ernst A. Lehmann’s book
  2. DEPARTMENT OF THE NAVY — NAVAL HISTORICAL CENTER ZRS-5 Архивная копия от 25 ноября 2014 на Wayback Machine
  3. 3,0 3,1 Syon 2001 page 104
  4. 4,0 4,1 Lehmann, The Zeppelins
  5. Imperial War Museum. Zeppelin Observation Car ('Cloud Car'). Collection Search. Дата обращения: 25 февраля 2018. Архивировано 30 декабря 2017 года.

Ссылки