Мягкий резервуар

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мягкий резервуар, имеющий «подушечную» форму.

Мягкий резервуар (альтернативные названия: нефтетанк, флекситанк, эластичный резервуар[1]), сокращённо МР[2] — полимерный или резинотканевый резервуар, зачастую имеющий «подушечную» форму, предназначенный для хранения или транспортировки разных жидких веществ. Мягкие резервуары отличаются гибкостью, малым удельным весом, высокой химической и коррозионной стойкостью. Широко используются для нужд Министерства обороны и МЧС, предприятий ТЭК, нефтегазовой и химической промышленности, производственных и аграрных фирм.

Описание

По определению Дмитрия Великанова, «мягкий резервуар представляет собой замкнутую оболочку, в которую вмонтированы горловина и внутренние перегородки»[2]. Мягкие резервуары большой вместимости чаще всего имеют подушечную форму[1]. Данные резервуары изготавливаются из прорезиненных тканей, специальных многослойных пленочно-тканевых[1] или полимерных материалов[3]. Согласно Е. М. Удлеру, мягкие резервуары могут быть стационарными или мобильными — автомобильными, контейнерными, судовыми, плавающими, авиационными[1].

Применение

Мягкие резервуары часто используются министерством обороны, МЧС и предприятиями ТЭК, применяются в нефтегазовой и химической промышленности, используются производственными и аграрными фирмами. В мягких резервуарах могут храниться или транспортироваться разные жидкости: вода, ГСМ, удобрения, трансформаторное масло, химические растворы, нефть[1]. Мягкие резервуары могут использоваться для скоростной заправки вертолётов[поясн. 1][4], а также в связке с бортовыми автомобилями могут повысить эффективность перевоза жидкостей[поясн. 2][2].

История

В 1953 году, с целью хранения и транспортировки нефтепродуктов, на вооружение советских войск были приняты мягкие резинотканевые резервуары. В 1960-е годы такие резервуары начали набирать всё большую популярность на полевых складах и в хранилищах.[источник не указан 589 дней] В начале 1980-х начальник штаба Тыла Вооружённых сил СССР Иван Макарович Голушко положительно отзывался об этих резервуарах: «Их удобно транспортировать, быстро развертывать и свертывать, причем один автомобиль перевозит несколько таких резервуаров довольно значительной ёмкости»[6].

На момент 1964 года наибольший срок службы мягких резервуаров в США составлял 5 лет, а их стоимость была равна 1/6 стоимости стальных цистерн[7].

В 1980-х годах во время Афганской войны советскими войсками были впервые задействованы резинотканевые резервуары типа «МР-25», с целью обеспечения горючим авиагруппировок[8][9].

Преимущества

Согласно Д. С. Барнашовой, мягкие резервуары «отличаются гибкостью, малым удельным весом и высокой химической и коррозионной стойкостью»[3]. Благодаря эластичности мягких резервуаров, вероятность повышения давления в них значительно уменьшается[7]. Для мягких резервуаров не требуется закладка фундамента, их можно располагать на деревянных подкладках. Пребывая в сложенном состоянии, они компактны и имеют малый удельный вес, что делает их предпочтительными в ситуациях, когда требуется временное хранилище нефти без строительства дорогостоящих сооружений. Этому также способствует простота и быстрота их установки и демонтажа[3].

Примечания

Пояснения
  1. Во время скоростной заправки вертолётов используются специальные комплекты, в состав которых входит: резервуар, ёмкостью 72 м³, мотопомпа, система фильтров и счётчиков. Данный комплект развёртывается рядом с вертолётной стоянкой. Мягкий резервуар несколько заглубляется и обваловывается. В мягкий резиновый резервуар подаётся реактивное топливо из полуприцепа цистерны. Согласно Артамошину, «подобная практика позволяет одновременно заправлять 6 реактивных вертолётов в течение 3—5 минут»[4].
  2. Использование мягких резервуаров, устанавливаемых на бортовые автомобили, может снизить транспортные расходы за счёт повышения коэффициента использования пробега автомобиля и снижения стоимости транспортных средств[2]. Для перевозки жидкостей один и тот же мягкий резервуар можно устанавливать на разных автомобилях. При наличии нескольких мягких резервуаров на бортовом автомобиле, не требуется промежуточная очистка ёмкости для перевозки жидкостей разных видов[5].
Источники
  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Удлер, 2011, с. 110.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Великанов, 1971, с. 106.
  3. 3,0 3,1 3,2 Барнашова, 2016.
  4. 4,0 4,1 Артамошин, 1968.
  5. Великанов, 1971, с. 114.
  6. Голушко И. М. Глава седьмая. В интересах высокой боеготовности // Солдаты тыла. — Воен. изд-во, 1982. — 254 с.
  7. 7,0 7,1 Реф. сборник, 1964.
  8. Жирохов М. А. Опасное небо Афганистана. Опыт боевого применения советской авиации в локальной войне. 1979–1989. — Центрполиграф, 2012.
  9. Мусалов, Андрей. Евгений Бурченко // Зеленые погоны Афганистана. — Litres, 2019. — ISBN 9785041727031.

Литература

Статьи
Книги