Перейти к содержанию

Му Шиин

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Му Шиин

Му Шии́н (кит. трад. 穆時英, упр. 穆时英, пиньинь Mù Shíyīng, 14 марта 1912 — 28 июня 1940) — китайский писатель, общественный деятель. Наряду с Лю Наоу, Ши Чжэцунем и Е Линфэном был главным представителем шанхайского модернизма 1930-х.

Биография

Родился в семье банкира, разорившегося в конце 1920-х. Му Шиин с детства жил в Шанхае, где и получил образование, окончив в начале 1930-х факультет китайской литературы университетат Гуанхуа. Буржуазное происхождение не помешало Му Шиину увлечься в студенческие годы марксизмом, что определило характер его раннего творчества. В 1930 году в журнале «Синь вэньи юэкань» были опубликованы его первые рассказы «Цзамэнь ды шицзе» («Наш мир») и «Хэй сюаньфэн» («Черный вихрь»). В 1931 на страницах ведущего журнала «Сяошо юэбао» появился его рассказ «Нань бэй цзи» («Северный и Южный полюсы»), давший название первому сборнику рассказов писателя, изданному в Шанхае в 1932. Кроме того, в 1930 Му Шиин опубликовал роман «Цзяолю» («Слияние»). Произведения 1930—1931, посвященные жизни люмпен-пролетариата и исполненные протеста против современной действительности, были положительно оценены левой критикой. В молодом писателе увидели глашатая пролетарского сознания, чьи произведения отличаются высокой эмоциональностью и оригинальным использованием лексики низших слоев общества.

Однако уже в 1932 году в творчестве Му Шиина наступил резкий перелом, приведший его на стезю модернизма. Это было обусловлено его увлечением произведениями Лю Наоу — первого популяризатора японского неосенсуализма в Китае, знакомством с творчеством японских писателей (Ёкомицу Риити, Хорогути Дайгаку, Хаяси Фусао), с произведениями французского модерниста П. Морана и психоанализом 3. Фрейда. Кроме того, к смене творческой ориентации Му Шиина подтолкнули склонность к литературным экспериментам и обида на Лу Синя за нелицеприятные высказывания в свой адрес при их личной встрече. Му Шиин начал разграничивать литературу и политику, первостепенной задачей для него стало как, а не что писать. При этом он воспринял установку неосенсуализма на выражение субъективных чувств и ощущений автора, личностно интерпретирующего окружающую действительность. Подобное отступничество от принципов пролетарской литературы вызвало резкую отповедь Лу Синя и Цюй Цюбо, но в то же время нашло поддержку у Ду Хэна — известного сторонника «третьего пути» в литературе.

В плане художественной техники Му Шиин одним из первых в Китае стал использовать монтаж, «поток сознания», прямые и обратные повторы, смену субъекта повествования, отказ от знаков препинания, различный размер шрифта и др. Сюжет его произведений, как правило, строился вокруг флирта в танцевальном или ночном клубе, ресторане или кафе, коими изобиловал Шанхай в 1930-е. Известно, что и сам Му Шиин вел богемный образ жизни, проводя значительную часть времени в подобных заведениях, и даже женился на танцовщице. Его герои не только наслаждаются калейдоскопом развлечений, предоставляемых современным мегаполисом, но и ощущают трагическую неизбежность отставания от бешеного ритма жизни. Однако главным объектом повествования у писателя является не столько модная молодежь, сколько Шанхай — самый вестернизированный город Китая того времени. Рассказы Му Шиина зачастую окрашены эротическими мотивами, писатель широко использовал откровенные метафоры даже при описании городского ландшафта. Подобное новаторство немедленно принесло ему скандальную известность и признание в качестве «мастера китайского неосенсуализма», превзошедшего своего кумира и учителя Лю Наоу.

К репрезентативным модернистским рассказам Му Шиина относятся: «Шанхай ды хубу» («Шанхайский фокстрот», 1932), продолжение неоконченного романа «Китай в 1931», писавшегося под влиянием романа Джона Дос Пассоса «1919», «Craven „А“»(1932),"Хэй мудань" («Черный пион», 1932), вошедшие в сб. «Гунму» («Кладбище», 1933).

Несколько позднее у Му Шиина вышли сборники рассказов «Байцзинь ды нюйти сусян» («Платиновая статуя обнаженной женщины», 1934) и «Шэн чунюй ды ганьцин» («Любовь Святой Девы», 1935).

В сер. 1930-х в политических взглядах писателя вновь произошла перемена, и он стал редактировать националистические литературные журналы, подведомственные Гоминьдану, а в 1937 вошел в гоминьдановский комитет по контролю за печатными изданиями. Начало японо-китайской войны застало его в Гонконге, где он сотрудничал в газете «Синдао жибао». Му Шиин участвовал в создании Гонконгского филиала ВАРЛИ.

Следующий резкий поворот в гражданской позиции Му Шиина произошел осенью 1939, когда, вернувшись в Шанхай, он пошел на службу в прояпонское марионеточное правительство Ван Цзинвэя, где возглавил Управление информации и пропаганды, Национальное агентство новостей, газеты «Чжунхуа жибао» и «Вэньхуэй бао». Осенью 1939 и весной 1940 он совершил две рабочие поездки в Японию. В июне 1940 Му Шиин был убит (предположительно гоминьдановскими спецслужбами).

Примечания

Литература

  • Lee L. Ои fan, Shanghai Modern: the Flowering of a New Urban Culture in China, 1930—1945. Cambr. (Mass.), 1999;
  • Shih Shu-meL The Lure of the Modem: Writing Modernism in Semicolonial China, 1917—1937. Berk., 2001.