Мусянокодзи, Санэацу

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Санэацу Мусянокодзи
яп. 武者小路 実篤
Гражданство  Япония
Род деятельности прозаик, драматург, поэт, философ
Язык произведений японский
Награды Заслуженный деятель культуры[en] (1952)
Орден Культуры

Санэацу Мусякодзи[1], или Санэацу Мусянокодзи (яп. 武者小路 実篤 Мусяноко:дзи Санэацу, 12 мая 1885, Токио — 9 апреля 1976, там же) — японский романист, драматург, поэт, художник и философ, творивший в конце периода Тайсё и в период Сёва. Представитель литературной группы «Сиракаба».

Сам писатель настаивал, что его фамилия более правильно читается Мусякодзи, хотя и записывается всё теми же кандзи — 武者小路.

От друзей получил прозвище Муся (яп. 武者 муся), что означает воин, под которым так же иногда печатался. Иногда печатался под псевдонимом Футоо (яп. 不倒翁 Футо:о:) — «неваляшка, ванька-встанька».

Биография

Родился в Токио восьмым сыном виконта Мусянокодзи Санэё. Его отец умер, когда ему было 2 года, и он был воспитан в значительной степени матерью. Санэацу был хрупким и слабым мальчиком, что создавало ему проблемы, когда он поступил в престижную Школу пэров. Чтобы компенсировать свою физическую слабость, он развил свои навыки спора и начал интересоваться литературой. В Школе пэров у него появился друг, который впоследствии также стал писателем — Наоя Сига. Его дядя познакомил его с Библией и произведениями Льва Толстого.

Он поступил на философский факультет Токийского императорского университета, но бросил его, не окончив, в 1907 году, после чего занялся формированием литературного кружка, в который вошли Ригэн Киносита, Наоя Сига, Арисима Такэо и Огимати Киндзаку. Первым названием клуба было «Дзюкокакай» («Двухнедельный клуб»). Эта группа превратилась в литературный кружок «Сиракаба» («Белая берёза»), литературный журнал которой (также называемый «Сиракаба») начал выходить в 1910 году, когда к кружку также подключился Икума Арисима.

В качестве ключевого члена «Сиракабы» он опубликовал свою работу «Добродушные лица» («Омэтэдаки хито») в её журнале в 1910 году. За этим последовал «Малыш в лесу» («Сэкэн сирадзу», 1912). Через посредство «Сиракабы» Мусянокодзи проповедовал свою философию гуманизма, противопоставляя её тогдашней популярной форме натурализма. Его гуманизм включал элементы натурализма, но заявлял о том, что человек строит свою собственную судьбу через утверждение воли, в то время как натуралисты склонны были рассматривать человека бессильным против внешних сил, которые он не может контролировать.

С началом Первой мировой войны Мусянокодзи снова обратился к Толстому для дальнейшего развития своей философии унитаризма. В это время он опубликовал пьесу о выборе между себялюбием и любовью к человечеству «Соно Имото» («Его сестра», 1915), а также романы «Кофукумоно» (Счастливый человек, 1919), где он представил свой образ идеального человека, и «Юдзё» (Дружба, 1920), о победе гуманизма над себялюбием. Его идеализм предстает в автобиографическом романе «Ару отоко» («Некто», 1923) и «Нингэн бандзай» («Три привета человечеству», 1922).

В 1918 году Мусянокодзи сделал следующий шаг в развитии своей философии, переехав в горы префектуры Миядзаки на острове Кюсю, где он создал квази-социалистическую коммуну в духе толстовства, названную Атарасики-мура (Новая деревня). Коммуна публиковала свой собственный литературный журнал под тем же названием. 1920-е годы, проведённые Мусянокодзи в коммуне, были очень плодотворны для его литературного творчества. Решив, что работая в городе, он сможет помочь коммуне эффективнее, в 1926 году Мусянокодзи покинул её. В 1939 году Атарасикимура переехала в префектуру Сайтама из-за строительства плотины на её старом месте. Коммуна по-прежнему существует, пользуясь поддержкой в творческих кругах.

Литература

Примечания

Ссылки